Валерий Посиделов, рок-музыкант(
posidelov) wrote in
"Валерий Посиделов | Первый рок-музыкант в Ростове-на-Дону":
(
http://posidelov.livejournal.com/39461.html)
ПАРАМОНОВЫ - ОТ МЕЛЬНИЦЫ ДО БАНКИ КОЛЫ
Кто из ростовчан не знает парамоновские склады на набережной? Здесь любят купаться в роднике дети и взрослые. Место культовое, экзотическое. Бассейн в разрушенном помещении старинного склада. Правда, в последнее время его превратили в мусорку. Были времена, когда сюда водили на экскурсию иностранцев, а известный режиссёр Кирилл Серебренников снимал здесь фрагмент для своего фильма «Ростов - Папа» с участием звёзд отечественного кино. С фамилией Парамоновых в Ростове связанно многое. Недавно члены нынешней, «почти правящей партии» установили мемориальную доску на Суворова 20/22. Здесь жил предприниматель и меценат Николай Парамонов. Потом, по иронии судьбы, это здание отдали под политическое просвещение. Нынче модно писать про миллионеров, олигархов, ударников капиталистического труда. Не всё ж про писателей и поэтов.
Итак, род Парамоновых тянется глубоко в историю. Самой яркой личностью оказался Елпидифор. По одной из легенд он ехал на телеге и случайно в лесу нашёл клад толи «общак» толи добычу лесных разбойников, которые в те времена промышляли на загородных дорогах лихим ремеслом. По другой версии будущий миллионщик сам с кистенем да обрезом рекетировал крестьян и купцов, а потом стал заниматься легальным бизнесом, и по традиции, как и многие гангстеры, стал замаливать грехи благотворительностью и меценатством. Есть и ещё один миф о том, как разбогател Парамонов. Он плыл по Дону с сыновьями и зацепился за что - то. Вытащили бочку с драгоценностями. А он был казаком неимущим, не имеющим ни на что прав. Словом, за взятку ему написали грамоту, что он другого сословия, и имеет право торговать. По другому мифу у Елпидифора Парамонова был отец, торговавший сукном. И вообще он с казаками грабил на дорогах, вынуждал крестьян по дешёвке ему отдавать зерно. А потом на мельнице ему повезло.
История, как говорил Наполеон, всего лишь басня, в которую договорились поверить.
Как бы там ни было, Елпидифор дал сыновьям хорошее образование. А, помирая, старшему Петру, дал 60 % наследства, а младшему Николаю 40% . Не обидел ни дочек, ни родичей. Пётр был председателем биржевого комитета, занимал видные посты в Думе, руководил шахтами. Николай, чей дом теперь университетская библиотека РГУ, был реформатором и от части буржуазным революционером. Он учился в Киеве, потом в Питере в университете. Его выгнали за революционную деятельность. Там Николай познакомился с супер инженером, который потом здесь шахты строил. Николаю отец подарил шахту, чтобы он не делал революции, а занялся делом. И тот все свои прогрессивные идеи развернул в полезное русло. У него запрещалось пить на шахте. Обязательным было образование. Эта шахта в Европе считалась самой безопасной и самой технически оснащённой. В таком состоянии она доработала до шестидесятых годов 20 го века. Однако вернёмся к отцу. Начав свою карьеру миллионщика с мелкого лавочника, он пришёл к крупному бизнесу. У грека Маргилаки он выкупил мельницу на улице Береговой. Вдоль набережной построил те самые склады. Мельница приносила огромные доходы. В 1896 году она сгорела. (Как часто горят во всех эпохах доходные места). Мельницу отстроили заново, и она дожила до 7 февраля 1930 года, в котором произошёл взрыв мучной пыли. Погибло много людей. Больше мельницу не восстанавливали. Лишь улицу назвали в память о трагедии 7 - Февраля. Теперь здесь хорошо снимать фильмы ужасов и клипы для урбанистических музыкантов. Елпидифор много чего оставил после себя. Например, Николаевскую больницу, позже она стала Медицинским институтом. Здесь ещё сохранились старинные здания, построенные при нём. Парамонов - старший был купцом с большой бизнес - фантазией и немереным чувством юмора. Он делал деньги «всех цветов и оттенков», то есть и белые и чёрные и серо буро малиновые. Делал деньги на воде, на огне, и на медных трубах, и на стальных. Кроме мукомольного и угольного бизнеса, у него ещё было куча барж, пароходов, катеров. Флот - это дело всей его жизни. Он весело расправлялся с конкурентами. Так, например, местного судовладельца Кошкина он разорил, приказав на своих пассажирских судах всем бесплатно наливать чаю, и давать бутерброд с красной икрой. Естественно ни кто не стал «впроголодь» кататься на плав средствах Кошкина. Мне очень жаль Кошкина, так как я провёл своё донское, босяцкое детство на причале «Кошкино», что возле родника Гремучки.
Умер Елпедифор Парамонов в 1909 году, оставив наследство не только семье и детям, но и одарив всех своих приказчиков и служащих. 5 тысяч дал обществу станицы Нижнечирской Донской области для устройства там какого - ни будь приюта или больницы. Ростову он завещал 50 тысяч рублей на устройства училищ и больниц. Так же он учредил стипендию своего имени при коммерческом училище, а при женской гимназии - стипендию имени покойной жены Раисы Мефодьевны.
Младший сын Николай, по юношеству несколько поиграв в революцию, слегка посидев в тюрьме, одумался и продолжил часть отцовского дела. Кроме того, он организовал книжное издательство «Донская речь», которое кроме деловой, юридической литературы печатало и книги для бедных. Пушкин. Гоголь, Лермонтов, Толстой по цене от пол копейки до восьми. На деньги Николая в Петербурге издавали журнал «Былое» по истории народничества и террористической борьбы. Он выступал за свободу слова печати и демократизации образования. Это о нём Ленин писал: «Купцы бросали торговать овсом и начинали более выгодную торговлю - демократической дешёвой брошюрой». Позже Николай сильно разочаровался в революционерах и перестал спонсировать их дурацкие «гламурные журналы». Николай Парамонов очень любил сладкое. Точнее делал деньги на сахаре. Он даже заключил договор на аренду земли под сахарные плантации сроком на 72 года. И если бы не большевики, сахарные заводы коптили бы сладостью наше горько кислотное небо до сих пор. Одна из легенд гласит: Однажды Николай с кем - то по пьянке поспорил, что на санях доедет от своего дома (Библиотеки РГУ, на Пушкинской) до Железнодорожного вокзала. Дело было летом. Доехал, поскольку вместо снега его подчинённые сыпали под сани сахар из мешков. О судьбе семьи Парамоновых в эмиграции мало, что известно. Но вот любопытный факт. Сын Николая, названный в честь деда Елпидифором, жил в Германии, стал инженером - механиком в машиностроении. Позже, живя в США в пятидесятых годах, он разработал ряд новых машин для производства алюминиевой банки. Имеет ряд патентов. Так, что, открывая банку колы или пива, вспомните замечательный род наших талантливых и деловых земляков.
В. Посиделов. 2 comments |
Leave a comment