kostaki wrote:
(
http://kostaki.livejournal.com/269118.html)
Социологам (и отдельно
out_of_frame) на заметку: чем они отличаются. Не вообще, а в городе Л. Сразу отвечаю - отличаются, во-первых и главное, тем, что на остановке автобусов стоит толпа, на остановке маршруток - очередь. Во-вторых, в автобусах кондукторы (в муниципальных) или плати-водителю-на-выходе (в коммерческих), в маршрутках - собирают деньги сами в начале поездки. Других различий, по большому счету, нет.
История, как это получилось, понятная. Раньше, до конца 1990-х годов или даже до начала 2000-х, маршруток не было. Были только автобусы, которые ходили, как советские автобусы, пассажиры их брали штурмом, как советские автобусы. На конечной остановке стояла толпа, ничуть не меньше, чем в пятничный "Hungry Duck" лучших времен, такая же взбудораженная. Автобус приходил - все бросались и ломились. Не в час пик, в мирную середину дня, людей могло быть совсем мало, но и они тоже стояли неорганизованной кучкой, каждый сам по себе.
Маршрутками сначала были только "газели". Маленькие, заходить можно только по одному, сколько мест - столько людей, лишнему не втиснуться. Остановку сделали на новом месте, в другом конце площади. Все навыки, как садиться в маршрутку - заново. Очередь. Приходишь на маршрутку - стой в очереди. Если к остановке маршруток подъезжает пустой автобус - на него можно бежать, обгонять других: здесь не маршрутка, поэтому не очередь, а игра в "царя горы".
Самое интересное произошло в прошлом году. Маршруточная компания решила, что одними "газелями" она не справится, и закупила партию украинских "богданов" (они же корейские "Isuzu"). По виду и размерам - настоящие автобусы. Кажется, даже больше, чем корейские "KIA", которые уже несколько лет ездили как автобусы - в смысле, что в них садились, как на автобусы, толкучей толпой, и платили, как в автобусах, водителю на выходе. "Богданы", при всей автобусной внешности, так и остались маршрутками. Очередь, заполняется до последнего кресла, деньги собирают и передают сами в начале дороги. Всё нормально, все справляются. Если приезжает не желтый "isuzu" к остановке, а синий "KIA" к площадке через-дорогу, люди из очереди бегут к нему. Здесь уже не остается ни порядка, ни самоорганизации, начинается как в советской стране.
Два мира - два набора правил. Машины похожие, водители похожие, люди едут те же самые, по тому же маршруту, за те же деньги - и все равно два мира. Маленькая, но загадка. И есть, на самом деле, вопрос, какими теоретическими словами все это можно обозначить. "Культура", "габитус" - такие слова я знаю, но две культуры одного и того же сообщества, два габитуса одного и того же человека - как-то не очень.
27 comments |
Leave a comment