Даже брюки у меня - и те на молнии...

Aug 11, 2007 22:21

Случайные заметки Андрея Ланькова(tttkkk) wrote:
(http://tttkkk.livejournal.com/38065.html)
Натолкнулся на путевые очерки по Пхеньяну. Автор цитирует меня, но в одном месте имеется явное недоразумение: он говорит, что по Ланькову "центр города отгорожен и охраняется". Посему уточню: отгорожен и охраняется не весь центр, а только один - довольно большой - район (плюс несколько островков по городу). Найти его легко: выйдя из гостиницы "Корё", надо из главного выхода повернуть налево и идти примерно два квартала, метров двести-триста, и там будет КПП элитного района. Кстати, многоэтажные дома вокруг гостиницы "Корё" - тоже для элиты, но рангом пониже.

Однако это замечание вызвало желание немного поговорить о пхеньянской элите. Ведь сами кварталы ЦК, выглядят не слишком роскошно, где-то на уровне средней руки многоэтажной застройки на окраинах Сеула. Действительно, северокорейская элита, "верхние 0,5%", живёт богато только по сравнению с основной массой крайне бедного населения страны, а в целом назвать их зажравшимися - никак нельзя. Что у них примерно есть? По пунктам?

Еда. Важный  в голодной стране фактор. С этим хорошо, "верхние 0,5%" регулярно едят мясо и фрукты, ежедневно у них на столе чистый рис, а не кукуруза, иногда бывают и импортные деликатесы. Курят сигареты с фильтром - важный в Северной Корее индикатор социального статуса.

Квартиры. Уровень приличного московского дома. Три-четыре комнаты, метров 60-80 жилой площади, горячая вода более или менее круглосуточно, и лифт обычно работает. В квартире есть холодильник и цветной телевизор с видеомагнитофоном, в последние годы - и компьютер (для детей и молодёжи),  часто подсоединённый к к сети 광명 (это такая национальная сеть, с "большим" мировым Интернетом никак не соединена).

Прочая обслуга. Машина, обычно - старая иномарка с шофёром. Спецполиклиника (обычно спецполиклиника Понхва, 봉화진료소 в Пхеньяне), где есть антибиотики и современные лекарства (впрочем, о качестве лечения судить не берусь, не знаю).

Удовольствия. Ну, по видику южнокорейский фильм посмотреть, в хорошем ресторане наесться-напиться. С загранпоездками плохо, эта публика является выездной только, если того требует должность. Есть санатории, но в целом по своей стране ездят мало.

Дети: а) армия. Все дети от армии отмазаны (сам Полководец в армии, вообще-то, служил только в качестве студента на сборах). В СК в армии служит середина общества. Верхи не хотят, чтобы их дитятки проводили от семи до десяти лет (именно столько), бегая с автоматом по горной местности и орудуя совковой лопатой на стройках чучхе. Самым низам, то есть лицам с особо плохим происхождением, в армии служить нельзя. Для амбициозных молодых людей из "низов середины" до начала девяностых армия была важным социальным трамплином (сейчас ситуация изменилась).

Дети: б) образование. По поводу образования - все дети в лучших вузах. Беда только, что "лучшими" у них считаются не столько те вузы, в которых чему-то учат (такие в КНДР тоже есть), сколько те вузы, которые открывают карьерные перспективы. Хорошо, если это иняз, а то вообще - кафедра политэкономии Университета Ким Ир Сена, которую когда-то сам Полководец закончил. При этом надо помнить, что социальная мобильность в КНДР очень низкая, практически вся нынешняя верхушка - это дети крупных и средних чиновников предшествующего поколения, и они надеются, что их дети тоже останутся наверху.

Иначе говоря, северокорейские "верхние 0,5%" едят от пуза, ездят на старых иномарках, живут в квартирах, где всегда есть горячая вода и обычно работает лифт - вот, пожалуй, и всё. То есть, примерно уровень нынешнего московско-питерского среднего класса, но при этом обычно никаких загранпоездок, если только не на дипслужбе или во внешторге.

По-настоящему жирует там только самое ближайшее окружение Полководца, но таковых не так много, несколько сотен человек. Впрочем, и у этих товарищей уровень, в общем и целом, совсем не такой, как у российского миллиардера. Так, аналог средне-крупного бизнеса (вот эти верхние сотни за границу ездят часто).

***

А вообще в этой связи есть интересный вопрос - как измерять социальное расслоение в государственно-социалистических обществах. По деньгам? Никак не получается, ведь формально зарплата комбайнёра была выше зарплаты секретаря райкома. По калориям? Ну, это подходит для совсем уж бедных обществ, типа той же Северной Кореи, да и то с огромными оговорками. А как?

В перестроечные времена было много разговоров о привиллегиях и борьбе с оными. Потом все эти разговоры затихли, а вот нормальных исследований потребления советской верхушки так и не появилось.

Причины этого молчания, ИМХО, политические : как ни считай, но расслоение после 1991 г. однозначно усилилось, и посему те академические круги, что связаны с новой элитой и новой властью, не особо стремятся ворошить опасную тематику. Ведь если окажется, что в 1975 г. зам.зав.отделом ЦК жил, скажем, в двадцать  раз лучше токаря, то неизбежно встанет вопрос: "а во сколько раз лучше токаря сейчас живёт г. Дерипаска?" Такой вопрос право-либеральным рыночникам как-то не очень нравится. Антисистемные круги левого или националистического толка, с их громкой ностальгией по СССР, ещё меньше хотят вспоминать про эту сторону "утерянного рая". Оно и понятно: ведь обсуждение привиллегий и спецкормушек ясно покажет, что никакого особого равенства и братства в СССР не наблюдалось. А ведь может  ещё обнаружится, что реальное расслоение с течением времени росло, а социальная мобильность снижалась - совсем уж неприятные новости для этих товарищей.

А жаль, что вопросы эти не расматриваются. Ведь изучать их надо сейчас, пока живы свидетели и участники. Вот, например здесь мелькнули воспоминания свидетельницы из номенклатуры. Но мало этого. А когда займутся, лет эдак через пятьдесят, все уже перемрут. Дда и трудно будет человеку в 2067 г. понять, что для человека 1980 г. означали "парное мясо и микояновская колбаса" за два руб., или икра красная свободно, по 70 коп. банка (ну а в 1962 г. - "брюки на молнии" из песни нелюбимого мною Галича).

tttkkk@livejournal.com, livejournal.com, всякое, Северная Корея, общество

Previous post Next post
Up