Заказчик… Как много в этом слове для фрилансера. Заказчик - это работа. Заказчик - это звон монеток в виртуальном, а потом и в реальном кошельке. Заказчик - это возможность почувствовать себя нужным и востребованным.
Однако хватит лирики. Давайте перейдет к более прозаическим вопросам. Например, к такому актуальному вопросу: «Как найти заказчика?»
Я не имею в виду «заказчиков-рабовладельцев», «щедро» предлагающих АЖ 10/1000 и при этом требующих суперских уникальных текстов с включением неудобоваримых ключей. Я говорю о нормальных адекватных заказчиках, которые понимают, что на текстах «по рублю кучка» много не заработаешь.
Где водятся подобные уникумы? Как «поймать» нужного заказчика? Как донести до них идею, что ВЫ - именно тот копирайтер, который им нужен?
Давайте рассмотрим самые различные способы «ловли заказчика».
Каждый рыбак знает - рыбу нужно ловить там, где она водится. Для «ловли» заказчиков это также актуально. Самое «рыбное» место - текстовые биржи и биржи фриланса. Именно тут заказчики, которым позарез требуются услуги копирайтеров и других удаленных работников, выставляют заказы.
Однако здесь есть свои нюансы. На каждый мало-мальски приличный заказ мгновенно выстраивается очередь из фрилансеров. И вот тут вступает в ход «приманка и наживка» для заказчика. Рыбаки меня поймут - не клюет на червя, насади на крючок кузнечика.
В качестве «наживки» для заказчика выступает заявка фрилансера. Именно заявка способна выделить вас среди десятков других претендентов.
Вот бесполезные «наживки»:
Я готов к сотрудничеству;
Сделаю;
Контактные данные (лаконично, но не эффективно);
Дайте заказ мне - срочно нужны деньги!
Подобные «наживки» способны разогнать всю «рыбу». И это вполне объяснимо - эти стандартные отписки ничего не говорят заказчику о потенциальном работнике. Вы обязаны продать себя, иначе заказчик никогда не поверит, что вы способны продать его товар.
Какую же «наживку» использовать при составлении заявки? Обязательно напишите пару слов о себе - почему именно вы лучше всего подходите для выполнения подобного задания. Приветствуется легкий креатив и чуточка юмора - эти добавки сделают «прикормку» более привлекательной. Не забудьте выполнить ВСЕ пункты, которые требует заказчик. Просит показать примеры работ - дайте ссылки на статьи соответствующей тематики. Нет статей? Не сочтите за труд - набросайте 200-300 знаков по теме и включите их в заявку. Подобный «ароматизатор» обязательно привлечет внимание заказчика и вам останется лишь «подсечь» его.
Однако креативная заявка-наживка может не сработать без полноценной "прикормки". Для того чтобы заказчик «не сорвался», используйте свое портфолио - чем разнообразнее там представлены работы и чем лучше оформлено портфолио, тем глубже заказчик «заглотит наживку». Хорошие копирайтеры в очереди не стоят - заказчики сами к ним стучатся. Что для этого нужно? Ответ банален: учиться, учиться и еще раз учиться.
Требуется заказчик - ловим на резюме
Грамотно составленное резюме - прекрасная приманка как для небольших «лещиков», так и для настоящих «акул». Забудьте о скромности - она не украсит ваше резюме. Впишите все свои достоинства - от диапазона хорошо знакомых тем до скорости набора текста.
Если заявку на бирже можно сравнить с поплавочной рыбалкой, то резюме - это верша. Эффективность верши в большой степени зависит от того, где именно вы её разместите. Специализированные форумы, доски объявлений, сервисы для поиска вакансий - расставьте свои «верши-резюме» во всех этих омутах. Периодически обновляйте их, иначе рыба заказчик попадет в более свежую «вершу».
Требуется заказчик - забрасываем сеть
Заказчика можно «ловить на удочку» - увлекательно, но отнимает много времени. Можно надеяться на «вершу» - авось какой-нибудь заказчик забредет и обратит внимание на вас. А можно забросить сеть - написать коммерческое предложение, продающее ваши услуги и разослать по всем доступным адресам.
Где брать адреса? Их целое море в Интернете - посмотрите в контакты любого сайта или интернет-магазина. Остается только выбрать web-ресурс близкой вам тематики и предложить свои услуги. Да и в вашей собственной почте можно посмотреть.
В идеале каждый фрилансер должен вести собственную базу адресов, куда заносятся все контакты. Для «холодных» контактов подойдет «сеть с крупными ячейками» - составьте КП, которое просто привлечет внимание к вашей персоне. Для «теплых» контактов нужна «сеть» помельче - КП должно содержать конкретные предложения и приятные бонусы.
Заказчики - тоже люди и слово «халява» для них не менее сладко, чем для фрилансера.
Как найти правильный подход к прямым заказчикам, как правильно составить для них коммерческое предложение, почитать можно тут: Чем зацепить заказчика.
А на что вы «ловите» заказчиков, дорогие коллеги? Про «рыбные» места не спрашиваю - какой же «рыбак» честно ответит :)