Божьей милостью, несмотря на перекрытые в центре Петербурга улицы и мосты, побывала сегодня в церкви бывшего Ярославского синодального подворья на Васильевском острове. Этот дом был столичной резиденцией еп.Гермогена (Долганева) на те периоды, когда он был присутствующим членом Синода, - в 1908 и 1911 гг. Опишу все, что видела и как поняла. Если этот текст попадется на глаза краеведу, прошу не смеяться над возможными ошибками, а поправить.
Дом состоит из двух корпусов - один является домовым храмом, другой - жилой. Внутри между ними есть переход.
Храм занимает весь второй этаж своего корпуса. Окна на Неву, в алтаре окна на восток, в крошечный сквер. Едва ли храм переносили - в православии особо почитается даже место, где когда-то находился алтарь. Поэтому думаю, что церковь находится на своем историческом месте.
Значит, здесь, с этого амвона еп.Гермоген обратился к единомышленникам с речью, начинавшейся так: «Ваш приход в храм для молитвы со мной в эти тяжелые дни свидетельствует о вашем сочувствии. Церковь наша и наше государство в настоящее время переживает страшное смутное время. Появились новые проповедники-хлысты, новые язычники». Здесь же они с о.Илиодором в последний раз служили вместе 18 января 1912 года.
Храм очень маленький, вместит лишь горстку молящихся. Думаю, что здесь молились не только личные друзья еп.Гермогена, потому что в газетах встречается термин "прихожане подворья".
В жилом корпусе на втором этаже угадывается бывшая гостиная, с окнами на Неву и балконом туда же. Сейчас это две комнаты, но, судя по архитектуре, исторически они составляли одно целое.
Очень вероятно, что именно в этой гостиной ("парадной красной комнате", по определению Труфанова) и состоялось знаменитое столкновение еп.Гермогена и о.Илиодора с Григорием Распутиным. Отсюда Григория якобы потащили в домовый храм, чтобы он дал клятву не переступать порог царского дворца. Это несколько шагов по коридору. Но, по моему мнению, они не были сделаны, потому что Григорий предпочел сбежать.
Чтобы покинуть подворье, "старцу" достаточно было миновать коридор и спуститься по лестнице. И вот здесь есть интересная легенда, увековеченная митр.Евлогием (Георгиевским): «Родионов и Илиодор бросились за ним на лестницу, его настигли, и все трое покатились по ступеням вниз… а епископ Гермоген, стоя на площадке в епитрахили и с крестом в руке, кричал: "Будь проклят! проклят! проклят!.."». Но лестница, которая идет от гостиной, в отличие от церковной лестницы, очень узкая, извилистая и никакой площадки не имеет, начинаясь прямо из коридора.
Поэтому думаю, что по ней физически невозможно скатиться вниз троим людям, к которым, кстати, надо прибавить еще блаженного Митю. Соответственно, и епископ ничего не кричал, потому что, скорее всего, остался в гостиной и даже не видел потасовку, произошедшую на лестнице.
А вот церковная лестница, отсюда покатиться уже проще.
Но если Григорий оказался на ней, то, значит, вышел из церкви, а не из гостиной, то есть дал клятву, и нужда догонять его отпала бы. Впрочем, воздержусь от однозначных выводов, потому что не знаю, что и как было здесь перестроено в 90-е гг.
Крыльцо выходит на набережную Невы (до революции - Николаевскую, сейчас - лейтенанта Шмидта).
Именно сюда в ночь на 23 января 1912 года подъехал автомобиль, принадлежавший тибетскому лекарю Бадмаеву, чтобы отвезти еп.Гермогена на вокзал, откуда ему предстояло отбыть в ссылку. Владыка не хотел ехать, готов был довести дело до скандала и идти по этой самой набережной "пешком, окруженный полицией, имея в руках образ и крест". Но Бадмаев уладил дело, предотвратив скандал.
Много, много помнят стены Ярославского подворья. Помнят они и юного иеромонаха Илиодора, впервые приехавшего сюда в 1908 г., когда решался вопрос о его переводе в Саратовскую епархию. О.Илиодор был, как сейчас говорят, "без предрассудков": подслушивал здесь интересные разговоры владыки, читал адресованные ему (владыке) телеграммы. В конце 1911 г. он прожил на подворье несколько недель: приехал хлопотать о разрешении ему издавать газету и журнал, но заболел и задержался. Тогда-то и состоялся тот судьбоносный разговор с Григорием. В следующий раз о.Илиодор посетил подворье в январе 1912 года, когда его срочно вызвал к себе уволенный из Синода еп.Гермоген. Предполагалось, что талантливый проповедник поможет владыке, но в итоге проповеднику самому пришлось прятаться от полиции здесь же, в "дальних комнатах". Отсюда его, замаскированного, перевезли в другое укрытие, и он больше никогда не видел еп.Гермогена.
Есть еще мансардный этаж, но туда не так легко попасть.
Да я и так выглядела, наверное, как сумасшедшая, чуть ли не ощупывая все стены и лестницы, прикидывая, где, что и как происходило.
После службы попала еще на крестный ход, который в Петербурге происходит во все воскресенья от Пасхи до Вознесения, а не только на Светлой седмице, как у нас.
Прямо на набережной Невы! Неплохая миссионерская находка!
А теперь загадка: как обойти храм кругом, если к нему вплотную примыкают другие здания?
Обходят с тех сторон, с которых это возможно, и достигают дверей храма.
Откуда и возвращаются внутрь.
Там, кстати, есть маленькая фотохроника реставрации здания.
Хотела бы узнать об этом побольше и буду благодарна за любые сведения. К сожалению, еп.Гермоген здесь прочно забыт, и в храме даже нет его иконы. Может быть, моя маленькая статья кому-то напомнит, что не только в Саратове, Тобольске и Жировичах, но и в Петербурге есть место, связанное с этим удивительным человеком.