"Мирискусники" Александр Яковлевич Головин и Лев Самойлович Бакст. Графичность живописи.

Jul 07, 2013 21:40

В Русском музее с 20 июня по 02 сентября (корпус Бенуа) проходит выставка, посвященная одному из "мирискустников"- Головину Александру Яковлевичу. На выставке представлено множество портретов современников художника,актеров,в основном написанные темперой, эскизы театральных декораций, костюмов, образцы книжной графики, в общем , основное, чем занимались художники в эпоху модеран. Модерн (франц. moderne - новейший, современный),  - стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века - 1910-х годах. В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": ар-нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии. Модерн как течение существовал не долго, и имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х годов до 1914 года, то есть начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.(Горкин А. П. Энциклопедия "Искусство" в 4 т., Часть 3. Л-П. М.: Росмэн; 2007.С.18.)  Модерн сформировался в период бурного развития индустриального производства, роста национального самосознания европейских народов, отсюда - обращение художников к национальным традициям, фольклорным мотивам, отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, развивается прикладное искусство. В это время также расцветает такие виды искусства, как театрально-декорационное и книжное оформление. Мастера модерна стремились показать Красоту новыми законами, сделать ее «полезной». Главной задачей художника того времени - внести искусство в обычную жизнь человека, сделать искусство не только предметом эстетического удовольствия, но и дать возможность служить людям. Живописец может выступать как график, архитектор, оформитель интерьера, писатель, иллюстратор.(Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М.: Радуга, 2008. С.8)
Один из портретов Шаляпина (1912 г.),выполенным А.Я. Головиным, где он изображается в роли Бориса Годунова, выполнен в смешанной техники, которая удивляет многообразием материалов-  холст, клеевая краска, гуашь, пастель, мел, золото, серебряная фольга.
Невероятно яркий и выразительный портрет.


У художника есть серия портретов испанок. Это черноволосые загадочные женщины. Иногда он изображал модель в полный рост. Разноцветные платки, выразительность позы несомненно привлекают внимание. Выделяется из этой серии картина "Испанская крестьянка" (нач. 1910г. Холст, темпера, графит, гуашь) Во-первых, сразу бросается в глаза темно-серые тона, непрорисованность деталей и экспрессия.



Эту работу можно сравнить с "Ужином" Л.С. Бакста (1902 г. Холст, масло).


Лев Самойлович Бакст - один из  самых ярких творцов стиля модерн. Бакст был и художником, и иллюстратором, и оформителем выставок. Работал в качестве декоратора и делал эскизы костюмов. Художник, как мы можем наблюдать по его разносторонним видам творческой деятельности, действительно следует течению своей эпохи. Бакс и Головин состояли в одном объединении "Мир искусства". У обеих живописных работ прослеживается темные цвета. Композиция  у обеих работ разбиты на 3 пространства - вертикаль и 2 квадрата. Рисунок схематичен. У Бакста лицо дамы прорисовано карандашом, и вообще, сложно найти сходство с конкретным человеком в данном портрете. Рука испанки и длинные продольные горизонтальные мазки оживляют картину. Динамичность "Ужина" Бакст  показывает гибкими длинными мазками, да и сама поза женщины и шлейф ее платья рисует зигзагообразную линию, словно извивающаяся змея. Дама с апельсинами - типичная женщина эпохи модерн. Выгнув спину, она сидит на краю стула, как бы заигрывая со зрителем. Нахмуренные брови испанской крестьянки говорят о внутреннем напряжении женщины. Обе картины отличаются сюжетом и  эмоциями, но их объединяет манера наложения масляной краски, композиция и графичность.

выставки, мир искусста, живопись

Previous post Next post
Up