Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение?

Nov 23, 2010 23:10


Нужно ли учить читать ребенка до школы?
Когда лучше начинать обучение?
Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша?
Нужны ли вам лишние заботы?
А для чего тогда нужна школа?
Как помочь ребенку вырасти умным и способным?

К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и
процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более
того, нынешнее увлечение «элитным» образованием в виде лицеев, гимназий,
колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным
увеличением нагрузки. Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное
обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ
НОВОЕ начинают угасать.

Подумайте - когда малыш усваивает самое большое
количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет!

Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это
удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по
незнанию и из боязни что-то сделать не так. Могу предложить несложный, но
довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного
возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название «словесного»
чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка
заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе
давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе
показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже
формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия. У нас эта
методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен
заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех
поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании
нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама -
было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает
(10 минут в день). В этом же ряду находится и алфавит того языка, который
будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с
алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий
малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным «скотчем» - так вы
сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на
стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову,
вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать
взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование.
Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на
картинках, обращайте его внимание на картинку!
С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в
желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого
и зеленого. Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов
(А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета
ассоциативно связаны с ЭТИМИ «звукобуквами» (ЗБ) русского языка. Каждая
звукобуква в любом языке имеет свою цветовую «визитную карточку», и во
многих языках она четко определена. Подобные «визитки» выявлены и для
русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название
которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не
получается найти предмет (Ы - сыр), просто повесьте карточку на видное место.
Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: «Это
окно - буква О» и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ! С 9-10 месяцев
берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при
этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из
некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и
т.п.), давайте играть ребенку, пробовать «на зуб» и т.д., можно подключить к
процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье
«Азбука» в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что
знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и
зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения
одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: «Это какая
буква? Где буква А? Это окно, значит, буква…» и т.д.
и т.п. Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке,
потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание:
первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно,
легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков
шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит
длительный и устойчивый интерес к обучению.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года,
а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные
(йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в
красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий.
Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С
ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!!
Если ваш ребенок «молчун-философ» и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно
показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими
занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему.
Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко
назовет уже знакомые буквы.
К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут
сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для
произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и
синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.
ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется
навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в
белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в
зеленый цвета.
ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х,
Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный,
Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим
должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного
мышления, т.е. по общему развитию ребенка.
СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие
упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык):
найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не
больше 5-6);

раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным
контуром. Если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно
штрихует цветным карандашом;
найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей
машинки;
найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы
обязательно должны быть крупными;
учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ
ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).
ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно «словесный». Сделать 2-3 карточки с односложными
словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.).
Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем
надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: «Что здесь написано?»
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но
постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите
ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что
из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают.
Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному)
прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и
т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит «ошибку»
и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь
быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром «обходит владенья
свои» и ищет, что же появилось нового?! Время от времени устраивайте «ночные
ураганы». Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который
сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты.
Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите,
как незаметно для вас сын или дочь начали «читать» знакомые слова. Поначалу
зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант «урагана»,
когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим
местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось
выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно
обозначение нарисованного одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих
книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите
ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть
он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если
вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы
читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем
сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички,
распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например:

НОС НОГА ГОЛОВА
РОТ РУКА НОСОРОГ
ДОМ КНИГА КАРАНДАШ
ЗУБ ЛИСТОК ЯБЛОКО
ДЫМ КОШКА МОЛОКО
БОК БАРАН ЗОЛОТО и т.д.

Обязательно учите ребенка понимать, что означает существительное. Берите эти
же слова из таблицы и просите рассказать, что это за предмет, для чего
предназначен, какие у него свойства, признаки и т.д. и т.п. Это упражнение
расширяет словарный запас, учит рассматривать предмет с разных сторон, дает
первые навыки грамматического анализа. Загадывайте слова из таблички,
просите ребенка найти их. Чтобы добраться до заданного, ему надо будет
прочитать все слова, что находятся выше. Переходите к более сложным словам
только после освоения односложных! Таблички будут помогать вам довольно
долго. Сами придумывайте упражнения, используйте слова максимально
эффективно! Аналогично работайте с глаголами: разбирайте их значения,
составляйте словосочетания и предложения. Сделайте таблички по глаголам и
прилагательным и упражняйтесь в чтении. Соединяя все три таблицы, просите
ребенка придумать предложение с этими словами. Например: НОСОРОГ ПЬЕТ ВОДУ,
БЕЛЫЙ ЗАЯЦ БЕЖИТ.
Первая задача, поставленная перед вами, выполнена - ребенок читает. Но
помните, читают все, а вот КАК читает, ЧТО читает, ДЛЯ ЧЕГО читает ваш
ребенок, во многом зависит от вас, от личного примера. В семье, где родители
любят книгу, почти всегда дети грамотные, потому что они тоже ЧИТАЮТ! А с
этим теснейшим образом связано духовное развитие!

Контрольные упражнения.
Перепишите уже знакомые ребенку слова на отдельный лист (столбиком)
и попросите малыша прочитать.
ПАРАЛЛЕЛЬНО должны идти серии упражнений по ОБЩЕМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА.
Фантазируйте, дорогие родители, играйте, придумывайте новые и новые игры со
словами. Вот некоторые из них:
«Слово с той же буквы», когда мама, папа, ребенок по очереди называют
слова на заданную букву. Эта игра обогащает словарный запас малыша,
закрепляет умение выделять в слове заданную букву.
Назовите слово, начинающееся на конечную букву предыдушего слова:
например, МЫЛО - ребенок говорит слово на букву О. Придумайте сюжет игры
(например, сказка «Колобок»). Напишите слова, обозначающие все предметы из
сказки: КОЛОБОК, ДОРОЖКА, БАБКА, ЛИСА и т.д. Разложите перед ребенком
карточки словом вверх, рассказывайте сказку и просите его показывать
действие. Например: «Бабка месит тесто». Ребенок берет карточки БАБКА и
ТЕСТО и показывает действие «месить». Если непонятно, как изобразить
действие, - подскажите! Придумывайте сюжеты вместе с ребенком, разыгрывайте
их. Начните с картинок, постепенно заменяя их словами. Например: «Лиса
говорит Колобку…». Картинка с лисой и карточка с надписью: КОЛОБОК и т.п.
«Анаграмма». Загадайте слово и, используя начальные буквы, придумайте по
3 слова, начинающихся с них. Затем последовательно их выпишите, выделив
загаданное слово:
КНИГА КОЛБАСА КОЛГОТКИ
Игра Иголка Иней
Нос Носорог Негр
Осень Окно Облако
«Подбери эпитеты нужного рода». Назовите слово мужского, женского или
среднего рода и подберите к нему эпитеты, согласуя их с загаданными словами.
Это сложное объяснение нужно для вас, а ребенку достаточно привести пример,
и он поймет суть игры: «Собака - ЗЛАЯ, ДОБРАЯ, БОЛЬШАЯ - КАКАЯ?» Побеждает
тот, кто назовет последний эпитет.

Originally published at KinderLOVE. Please leave any comments there.

Развитие ребенка

Previous post Next post
Up