Никуда не ездила уже несколько дней. По всему Израилю стоят контрольно-пропускные пункты. Идёт борьба за то, чтобы народ сидел по домам в праздник и в субботу и не шлялся ни в гости, ни на природу.
Въезд в ближайший от нас город закрыт со вчера и до воскресенья. (Сама не проверяла, но так объявили. Последний раз, когда собиралась заглянуть в супермаркет, обнаружила перед входом очередь в масках и с телегами. Облегчённо развернулась и поняла, что не_заходить_в_магазин даже ещё лучше.)
Закрыты города и хорошо. Не нужно ехать за продуктами. Странное дело: ведь и без новых правил можно не кататься лишний раз в магазин, но всё время хочу быть "хорошей" хозяйкой и кормить семью по высшему разряду. Непосещение магазина сэкономило мне несколько часов времени, а главное сберегло внутреннюю энергию, которая куда-то сливается, когда я бываю в местах скопления людей.
Уборка кухни к Песаху шла с удовольствием. Протёрла, приласкала, согрела вниманием каждый уголок своего хозяйства. Дети участвовали по своей инициативе: убирали, мыли каждый кто где решил и сколько мог. Я не люблю быть массовиком-затейником и организовывать близких мне людей на участие в домашних и садовых работах, но всегда очень благодарна детям, если они берут на себя маленькие или большие хозяйственные "проекты". Сама я больше люблю заниматься работой одна, в тишине и средоточии. Любая физическая работа для меня - медитация, и я получаю от неё удовольствие, если имею возможность погрузиться в процесс и не торопиться.
В 9.40 пригласила всех к завтраку. Обычно мы кушаем намного позже, не раньше 11-12-ти дня, но сегодня нужно было закруглиться с непасхальной едой и посудой до 10.30. Не спеша поели, поговорили. Никакой квасной еды у нас не осталось. Собрали крошки со стола и пошли жечь хамец (квасное). Саша сделал в саду небольшой костёр, Хаим "летал" над нами на дроне.
Я позвала соседскую семью сжечь их хамец у нас. Вообще, они не живут у нас в Келе, но как только началась вся эта история с карантином, они по-быстрому сняли домик подальше от города и переселились на то время, пока всё не успокоится. Наблюдаю за ними и их малышами и радуюсь. Если я бы жила в городе, то приняла бы такое же решение. Не стоит равняться на массы и ждать спасения от властей, нужно в каждой ситуации решать, что лучше для тебя и твоей семьи.
В этом году все части нашей большой семьи решили провести Пасхальный седер у себя дома.
Моя мама ехать к нам не согласилась, хотя общего Седера в синагоге в её городке в этот Песах не будет. Но мама - человек самодостаточный, энергичный, творческий и позитивный. Мама как-будто чувствует моё волнение о ней и периодически пишет мне короткие иллюстрированные рассказы о садовых и хозяйственных делах и успокаивает, что у неё всё хорошо и всё есть. Чувствую, как мама, в это непростое время, передаёт положительный заряд мне и всем своим потомкам.
Дочечки мои старшие готовят к празднику свои дома. Дорочка - с участием своих маленьких помощниц. У неё это уже седьмой семейный праздник. А у Марочки это первых Песах не дома. Дочки наши - хорошие хозяйки, и я за них спокойна: со всем справятся. Их мужья - из сефардских общин, поэтому законы, касающиеся пасхальной еды, немного другие: в их домах разрешено употребление круп. Мы в Песах едим только мацу, овощи, фрукты, зелень, орехи (и, кто ест: яйца и молочное).
Днём встретились в Zoom с родителями Саши. Мне очень нравятся такие семейные встречи. Как-будто побывали в гостях сразу у всех: у родителей, у Доры, у Мары. Мара застилала кухонные полки, Дора что-то готовила в большой миске, Хаим показал видео-съёмки своих полётов.
Всё, иду готовиться к празднику дальше. Все кухонные поверхности застелены, вся посуда поменяна на пасхальную, Саша трёт хрен для "хазерет", Хаим готовит яблоки для "харосет", я сварю супчик с кнейдликами, потушу капусту, дети накроют на стол. Вечером, как и все еврейские семьи в мире, соберёмся за праздничным столом и будем вспоминать, как выходили мы из египетского рабства, как обрели свободу.