Mar 16, 2018 02:21
.
Теперь, когда я снова вплотную занялась историей моей семьи, я поняла, как крепко сидел в моём сознании образ традиционного еврейского семейного уклада.
Когда мне было лет 15, я прочла воспоминания старшей сестры моего прадедушки об их жизни, родных, обстановке дома, о работе, праздниках и буднях. Потом был бурный период моей собственной жизни, и к этой теме я вернулась только через несколько лет, когда у меня уже была своя семья и двое детей.
Дальше снова последовали годы, до краёв наполненные событиями: рождениями детей, прощаниями с близкими, переездами и бесконечной работой по дому.
Сейчас я вынырнула, отдышалась и почувствовала: вот! самое время вернуться к исследованию семейной истории, снова начать общаться с родственниками, живущими по всему миру, познакомиться с до сих пор неизвестными мне людьми, систематизировать все имеющиеся документы и фотографии, начать составлять свои воспоминания и листать ветхие страницы архивных записей.
И, как это всегда бывает в жизни, Вселенная сразу же откликнулась на мой запрос и привела меня в блог Лены Хэрмэнс, а потом и на её курс "Вперёд в прошлое". Вскоре состоялось моё знакомство с Верой Назаровой, и я стала счастливой обладательницей её уникальной книги о Глухове, где упоминаются мои родственники. И буквально на днях я побывала на блистательной лекции Нади Липес и заполучила необычайно ценную для меня книгу о советской архивной системе.
Размышляя о моих далёких и близких предках, о всех, живших когда-то родных, мысленно рисуя перед собой картины их жизни, читая старые письма и воспоминания, вглядываясь в лица на старых снимках, я поняла, что мне посчастливилось вернуть недостающие кусочки мозаики и дополнить цельную картину. Я поняла, что на мне "замкнулся круг", всё вернулось на свои места.
Через несколько десятилетий ко мне тянулся мостик от тех людей, которые жили когда-то. Это они передали мне свою веру, традиции, семейный уклад, любовь к земле, к ручному труду. Я поняла, что представления о доме на земле, о супружестве, о детях "мал мала меньше", о традициях моего народа, о плодовом саде, о домашнем хлебе и главное - о мечте "в следующем году - в отстроенном Иерусалиме", я получила в дар от них. Это они так жили: молились в синагоге, накладывали тфилин, набросив на плечи талес. Это они оплакивали разрушение Храма, зажигали субботние свечи, пекли мацу на Песах, танцевали со свитками Торы в Симхат Тора. Это они рожали и растили детей, благославляя Всевышнего за появление каждого ребёнка.
Благодаря всем этим людям, моим предкам, которые не свернули с нелёгкого пути, указанного им Всевышним, не крестились, не вступили в брак с другими, не забыли Иерусалим, я ЕСТЬ.
Благодаря им, мне не пришлось стоять перед мучительной дилеммой "кто я такая" и выбирать, какой стул мягче. Это было сурово: в шестнадцать лет пойти в ЗАГС и получить паспорт с клеймом "еврейка" без всякой возможности выбора. Но в этом была ясность: я такая, другая, чем все, и мне только предстоит выяснить, какой же смысл заключается в этом, почти непроизносимом, слове.
С тех пор прошло 30 лет. Я чувствую невидимую, но неразрывную связь с моими далёкими предками. Я живу на Святой Земле, молюсь о приходе Мессии и восстановлении Храма, я зажигаю субботние свечи и окунаюсь в воды миквы, я рожаю и ращу детей дома и даю им имена ушедших близких, я пеку хлеб и отделяю халу, я сажаю деревья в своём саду и жду три года до первого урожая. Мой муж и мои сыновья каждый день накладывают тфилин и произносят "Слушай, Израиль: Господь - Бог наш, Господь один".
Круг замкнулся, я вернулась ДОМОЙ. Растерянные кусочки мозаики встали на свои места. Спасибо за этот дар!
.
еврейское,
философия жизни,
ушедшие близкие,
я