Поговорим о детской самостоятельности?

Jan 07, 2014 09:05

Нам с Сашей часто задают вопросы о том, до какого возраста дети неотлучно находятся с нами, сколько времени наши дети были на грудном вскармливании, когда они "отселяются" из нашей кровати и когда начинают спать в другой комнате, с какого момента они начинают сами уезжать из дома, общаться с незнакомыми нам людьми, строить свои отношения с внешним ( Read more... )

хоумскулинг, материнство, философия жизни, мысли вслух, Саша, анскулинг

Leave a comment

deti_moi January 7 2014, 09:23:54 UTC
У меня перед глазами тоже есть пример "несамостоятельности", очень близкий. Единственный сын решительной мамы, которая воспитывала его в любви и заботе вместе с бабушкой и дедом, предоставляя ему многие возможности. Сын был тоже очень мамин, вырос очень открытым, очень умным и светлым, ходил в сад, закончил школу и почти закончил университет. И все бы хорошо, но в вопросах быта и ответственности он почти полностью провален, мужику тоже 30 лет. Спокойно живет за мамин счет, устраивается на работу, только если ему нужны деньги для какой-то своей цели (с большим трудом встраивается в рабочий коллектив и не желает тратить свое время на неинтересные занятия), не заботится о своих детях и женщинах, ждет от жизни даров и негодует, не получая их.

Понятно, что каждый случай уникален, и мы не можем даже догадываться, что именно привело к такому исходу. Кроме того, все это становится очевидно чаще во взрослом возрасте, когда "поздно пить Баржоми".

Но зная семью, я предполагаю два обстоятельства, которые очень меня волнуют. Я все время спотыкаюсь о них в общении со своими детьми.

Это "научение труду": как дать ребенку понять, что многие вещи требуют долгой и кропотливой работы, иногда эта работа может не приносить радости, но она необходима, чтобы цель была достигнута. Как не перегнуть палку в этом "научении" (или, скорее, демонстрации этого явления - труд), чтобы ребенок спокойно относился к рабочим процессам? Чтобы не бежал от них и, в то же время, не терял связи с собой, стараясь выполнить работу?

И это "социальные связи": как помочь ребенку научиться контактировать с людьми - разными, не всегда понятными, не всегда приятными, - чтобы он мог сотрудничать с ними и добиваться своих и общих целей? Чтобы он, опять же, не бежал от контактов и, с другой стороны, не терял связи с собой, погружаясь в общение, мог находить или выстраивать такую структуру отношений, в которой ему будет комфортно?

Оба эти обстоятельства отсылают к умению некоторым образом себя ограничивать, терпеть, проявлять гибкость, организовывать себя, отказываться от поиска сиюминутного удовольствия. И я правда переживаю на этот счет. Я сама не слишком контактна и не слишком люблю работу, которая не приносит удовольствия (зато приносит, например, деньги), - и я боюсь: а не маргинализирую ли я своих детей?

Reply

bardasa January 7 2014, 10:02:51 UTC
Вы написали про два важных обстоятельства...очень в точку!
У меня есть еще один момент...снятие розовых очков с детей...возможно,их лучше вобще не одевать?Но вот как и когда объяснить ребенку,что не все так здорово,как выглядит и не все добрые одинаково..что ты самый-самый,но только для мамы и папы...

Reply

sasha_zinigrad January 7 2014, 10:16:18 UTC
Про то, что не все так здорово - это ему и без вас расскажут :).
А вот если он будет расти, зная, что все здорово и что он самый-самый, если будет уверен в себе и в своих силах, то и со всеми "ударами судьбы" справляться ему потом будет легче.
Нет никаких розовых очков. Просто очень многие люди не снимают темные очки.

Reply

inga_den January 7 2014, 21:02:19 UTC
"Нет никаких розовых очков. Просто очень многие люди не снимают темные очки."
+100!

Reply

sasha_zinigrad January 7 2014, 10:35:27 UTC
Лена, мне кажется, что это наши вопросы к самим себе, а не к нашим детям.
И, когда мы находим на них ответы (для самих себя), то и с детьми все проясняется.
Дело в том, что ребенка нельзя ни к чему приучить и ни от чего нельзя отучить.
Главное - быть с ним до конца честным. Нельзя научить ребенка тому, чему мы сами не смогли научиться.
И еще - в твоем комментарии есть несколько мыслей (звучащих как аксиомы), с которыми я совершенно не согласен:
- Ты пишешь: "многие вещи требуют долгой и кропотливой работы, иногда эта работа может не приносить радости, но она необходима, чтобы цель была достигнута". Я думаю так: многие вещи приносят удовольствие, удовлетворение и радость. Это гораздо важнее, чем достижение целей. И потом - кто ставит цель? А если заниматься большую часть времени тем, что не приносит удовлетворения, то ничего хорошего их этого все равно не выйдет.
- Ты пишешь: "надо помочь ребенку научиться контактировать с людьми - разными, не всегда понятными, не всегда приятными, - чтобы он мог сотрудничать с ними и добиваться своих и общих целей". Я думаю: гораздо важнее помочь ребенку контактировать и строить отношения с близкими людьми: супругом, детьми, родителями, друзьями. Ведь именно из этих отношений состоит наша жизнь и именно на эти отношения мы (внешне став взрослыми) часто оказываемся не способны. А если все хорошо с близкими, то и столкновения с "не всегда приятными" не так страшны, как кажутся на первый взгляд.

Reply

deti_moi January 7 2014, 11:36:29 UTC
Саша, да, конечно, это вопросы к себе.
Я сейчас посмотрела на свои слова с той, с другой стороны, и вижу: моя жизненная ситуация складывается таким образом, что для детей защемляются некоторые возможности - в том числе, возможности увидеть радость от многих простых занятий и отношений. Эти возможности сложно воссоздать искусственно - да и не нужно бы, лучше по-взрослому править ситуацию, а это мне пока не под силу. Отсюда и страх за будущее детей. В общем, все мы вырастаем из той почвы, в которой зародились, не выбирая ее (или не помня, как выбрали).

Я горячо соглашусь с тобой, что многие вещи приносят удовольствие и радость, и что это гораздо важнее, да! Что отношения с близкими куда важнее - и что именно это ценно уметь строить и налаживать. Спасибо тебе за такое простое напоминание, у меня словно "список задач" внутри стал перестраиваться.

Вот это слово, которое объединило бы мои два "требования" - это "ответственность". Я вижу, что в хорошей, доброй ситуации у ребенка все складывается само - и даже слова этого не нужно. А в ситуации сложной, с невыстроенными отношениями, с щемлением от одиночества и отсутствия поддержки, - это то слово, которым, как ошейником, можно удерживать человека в границах человеческого облика, пусть и внешне. Но лучше, конечно, действовать изнутри, честно.

Reply

a_ll_ka January 7 2014, 14:24:50 UTC
Вот в последнем абзаце вы точно подметили.Мы с мужем,как раз говорили вчера на эту тему,что большинство людей на работе какие-то чужие,скучные,нам не о чём с ними говорить практически(кроме работы) и почему так? Может с нами что-то не так? Я предположила,что с нами всё в порядке,просто люди разные и именно близких(мужа,друзей) мы подбираем по интересам. Дети тоже впитывают наши интересы и хотя бы в детстве близки нам по духу.

Reply

yana_zinigrad January 7 2014, 10:45:16 UTC
Привет, Лена!

Да, таких примеров сейчас больше и больше становится.
Анализировать, не зная, не буду. Но, мне кажется, ты упустила один важный момент. Папу этого 30-летнего "мальчика". Даже если папы совсем не видно на горизонте, он всё равно участвует в воспитании сына. Хотя бы своим отсутствием. Может быть сын просто идёт по его пути, повторяет его модель поведения.

Про "научение труду" я совсем ничего сказать не могу. Я детей специально ничему не учила. Просто старалась всеми делами, даже рутинными, заниматься с удовольствием, с долей творчества. И, если дети хотели поучаствовать, принимать это с радостью.

Меня всегда поражало детское упорство и настойчивость на пути к цели. Я не чувствовала, что, в этом плане, могу чему-то научить детей. Наоборот, часто хочется поучиться у них.

Про "социальные связи". Думаю, что самое, САМОЕ важное в контакте с другим человеком видеть в нём ЧЕЛОВЕКА. Если ты способен за робостью, раздражением, грубостью и пр. видеть душу человека, то ты можешь установить отношения с кем угодно. Или принять спокойное решение не иметь дело с кем-то и уйти без обиды и травмы.

Мне кажется, что настоящий контакт строится именно на уровне душ, детских душ. Остальное - внешнее.

Reply

deti_moi January 7 2014, 11:48:05 UTC
Привет, Яна!:)

Спасибо тебе за напоминание: внутреннее - внешнее.
Прибавила это к словам Саши про важность отношений внутри семьи и близкого круга, - и сложила для себя картину: важно постоянно быть честными, любящими, открытыми, не перегружать детей ненужными занятиями, чтобы они успевали почувствовать и разобраться, - и мои вопросы могут и не подняться. Даже история того "мальчика" стала видеться яснее: в его семье, в самом деле, очень запутанные отношения, в том числе, с папой, который был вполне активным и ответственным человеком, - просто очень много "запертой" любви и блуждающего страха.

Задумалась: почему мне сложно помочь детям налаживать контакт именно на уровне душ (это важно и для меня с давних пор), - слишком много детей вокруг (школа), в таком формате учиться человеческому общению очень трудно. Надеюсь, на след. неделе договоримся с директором полюбовно о домашнем обучении и выдохнем с детьми.

Reply

yana_zinigrad January 7 2014, 13:35:45 UTC
Да, душевный контакт в толпе, наверное, это что-то нереальное.

От всей души желаю договориться с администрацией и выйти на свободу! Кстати, директор тоже человек и у него тоже где-то есть душа. Ты об этом не забывай, когда будешь разговаривать с ним (ней). :)

Reply

deti_moi January 7 2014, 16:29:25 UTC
Яна, спасибо! :)
А ведь верно, попробую смотреть в сторону души директора. Хотя летом мне это не удалось, летом была броня и соблюдение формальностей, но вдруг у нас получится :)

Reply

maria2304 January 7 2014, 11:16:20 UTC
Я очень понимаю, о чем вы пишете, потому что у меня есть тоже подобный очень близкий пример. Без сада, но потом школа, техникум, вуз, армия и потом категорическая проблема устроиться на работу. Но обстоятельства жизни сложились так, что не работать ну никак, в итоге к 30 он уже по-любому работал, понимал, что работать надо, к 40,перепробовав многое, понял, что работать в конторе (любой) - точно не его вариант, работает частным образом.
Мне кажется, в вашем случае многое зависит от ммамы этого самого 30-летнего мужчины. Если она позволяет жить за ее счет, так и нет стимула к чему-то стремиться. Или когда у этого "мальчика" на горизонте встанет вопрос оздания собственной семьи, тогда он помотрит на жизнь по-другому.

Reply

deti_moi January 7 2014, 11:56:45 UTC
Да, мама, в самом деле, в глубине души рада, что сына живет с нею и никуда не денется. А семья у него есть: жена, детки, он отказался их поддерживать, слишком хлопотно, теперь заводит романы. Не хотелось бы обсуждать чужие жизни, но все это происходит близко от меня, и я вздрагиваю всякий раз, когда вижу в сыновьях намек на эгоизм и лень (

Видимо, лучше не вздрагивать, а больше разговаривать об этом (разобравшись со своими чувствами, для начала).

Reply


Leave a comment

Up