.
В дне бракосочетания есть что-то от дня рождения. Сходство это находит своё отражение в двух из тех семи благословений, что произносят во время кидушин (посвящения): оба они заключаются словами "Благословен Ты, Господь, Создатель человека". Ведь человек приближается к совершенству только тогда, когда находит жену, свою "половину".
Как говорит Тора: "Вот родословная книга человечества: в день, когда Бог сотворил человека, по Божественному подобию Он создал его, мужчиной и женщиной Он их сотворил, и благословил их, и назвал именем "человек" в день создания их".
Иначе говоря, лишь после того, как мужчина и женщина находят друг друга, они достойны называться словом "человек". До этого они не были единым целым, они были лишь половинами этого целого.
Первый этап церемонии бракосочетания - составление ктубы, которую скрепляют подписями два свидетеля и сам жених. Ктуба - это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берёт на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: "Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит её".
Начинается ктуба с того, что два свидетеля, подписи которых стоят под документом, заявляют: "Мы свидетельствуем, что жених такой-то, сын такого-то, сказал невесте такой-то, дочери такого-то: "Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя - так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля, по-настоящему заботящиеся о своих жёнах. ..." И согласилась такая-то, дочь такого-то, невеста, и стала его женой."
После этого следуют подписи свидетелей и самого жениха, которыми они скрепляют ктубу перед самой хупой. Дело в том, что запрещено находиться с женой в одном доме даже минуту без ктубы - поэтому, когда жених и невеста - теперь уже муж и жена - войдут в дом, с ними должна быть ктуба, гарантирующая права жены.
Подписана ктуба, теперь мы приближаемся к самой церемонии хупы.
Невеста сидит в кресле, по обе стороны от которого стоят её мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть её лицо фатой - перед тем, как они пойдут под хупу. Обеими руками жених берёт откинутую назад фату и закрывает ею лицо невесты.
О фате упоминается в Торе - в том месте, где описывается бракосочетание Ицхака и Ривки: "И взяла она вуаль, и закрылась ею". И как раз в тот момент, когда лицо невесты закрывает фата, раввин произносит ей то самое пожелание, которым провожали отправляющуюся к Ицхаку Ривку: "Сестра наша, да станешь ты мириадами тысяч!"
Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает своё покровительство над невестой, молчаливо обещая ей в присутствии их родителей: я обязуюсь защищать тебя, предоставить тебе кров и заботу.
Затем жених в сопровождении своего отца и отца невесты направляется к хупе. Невеста приходит туда чуть позже, сопровождаемая своей матерью и матерью жениха, и становится справа от жениха.
Хупа - свадебный балдахин - это кусок ткани, устанавливаемый на четырёх шестах, либо талит - большое молельное покрывало, которое держат натянутым за углы. Хупа устанавливается под открытым небом. Под этим балдахином и происходит обряд бракосочетания. Непосредственно под хупой стоят жених и невеста, их родители и раввин, проводящий свадьбу. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.
Раввин произносит благословение над бокалом вина. Жених и невеста отпивают из бокала.
Жених надевает невесте обручальное кольцо на указательный палец правой руки и произносит: " Вот, ты посвящаешься мне в жёны этим кольцом по закону Моше и Израиля".
Обручальное кольцо должно быть круглым, совершенно гладким изнутри и снаружи, без камней, без вырезанных на нём узоров. Оно должно быть собственностью жениха. По еврейскому закону, обручальное кольцо должна носить только женщина, но не мужчина, поэтому то кольцо, которое жених надевает на палец невесте на еврейской свадьбе - единственное.
Раввин зачитывает ктубу, жених правой рукой подаёт её невесте, а та принимает её (тоже правой рукой).
Теперь наступает черёд семи благословений.
1. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы!
2. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший всё во славу Свою!
3. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Создатель человека!
4. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, создавший человека в образе Своём - по образу и подобию Своему построил Ты его и воздвиг для него из плоти его строение вечное. Благословен Ты, Господь, Создатель человека!
5. Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости её сыновья. Благословен Ты, Господь, веселящий Сион его сыновьями!
6. Возвесели же дружную пару влюблённых, как веселил Ты в древности созданье Твоё в райском саду! Благословен Ты, Господь, веселящий жениха и невесту!
7. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший веселье и радость, жениха и невесту, ликование, пение, торжество и блаженство, любовь и братство, мир и дружбу! ... вскорости, Господь, Бог наш, зазвучат в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующие возгласы в честь женихов, стоящих под хупой, и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Господь, веселящий жениха с невестой!
Молодожёны снова отпивают вино, и жених правой ногой разбивает бокал в память о разрушении Храма и изгнании нашего народа, в знак нашей скорби, нашего несовершенства.
После хупы свидетели провожают молодожёнов в "комнату уединения", где они в первый раз уединятся уже как муж и жена.
Особое значение мы придаём тому, чтобы веселить жениха и невесту. И выражается это не в обильном меню или шумном оркестре. Веселье должно быть искренним, перед женихом и невестой танцуют и поют от всего сердца.
Мужчины танцуют с женихом, женщины - с невестой.
Из книги "Практика иудаизма" раввин Исраэль Меир Лау
.