.
В
посте про Пурим спросили о рецептах выпечки, которую делали дети. Но рецептов, как таковых, нет. Детьми двигали вдохновение и фантазия.
Когда у ребёнка первый раз появлялось желание спечь что-то, и он приходил ко мне за инструкциями, я говорила две вещи:
- это очень просто,
- всё, что ты сделаешь, будет вкусно.
А потом объясняла принципы любой выпечки.
В любом тесте есть продукты:
- жидкие,
- сухие,
- добавки (по желанию).
Дальше я спрашивала, что ребёнку хотелось бы сделать: печеньки, кекс, торт и т.д.? И рассказывала подробнее про то, что его интересует.
Тесто бывает:
- для печенья (не всходит, в готовом виде сухое),
- для кексов (всходит из-за добавки соды, мягкое, рассыпчатое),
- для бисквита (поднимается, благодаря сильно взбитым яйцам, лёгкое, пышное),
- для булочек (всходит из-за дрожжей, его нужно оставить всходить перед выпеканием, мягкое, но не рассыпчатое),
- для хлеба и пиццы (его поднимает закваска) - как выглядит и как готовится квасное тесто, хорошо знают у нас самые маленькие дети.
- ещё бывает слоёное, но его мы ещё не делали.
Вместе с ребёнком мы обсуждали, из чего будет состоять его тесто, что особенного будет в нём. Причём разговоры эти никогда не велись на кухне, потому что у моих детей кулинарные порывы возникают, когда я долго не появляюсь у плиты, а торчу кверху попой в огороде или увлечена работой на шлифовальной машинке или строчу на швейной.
Часто дети просили меня "записать" выбранный рецепт в их блокнот или сами "записывали" его там. "Записывали" пишу в кавычках, потому что готовить наши дети учатся обычно раньше, чем писать. Поэтому "запись" состояла из нарисованных стаканчиков и ложек, наполненных до краёв или частично, яиц, и кучек чего-то сыпучего.
- Что жидкое бывает в тесте? - спрашивала я у ребёнка.
- Яйцо, масло, вода - вспоминал он.
- Ещё может быть йогурт, сок (из лимона или апельсина, например), сладкий сироп, намятый очень спелый банан, тхина - добавляла я - а яйцо можно заменить молотым льном, разведённым в воде.
Сначала налей в миску всё жидкое, которое ты хочешь. Хорошо перемешай.
- А твоим блендером можно? - спрашивал ребёнок.
- Конечно, только осторожно. Потом нужно добавить что-нибудь сухое, чтобы получилось тесто. Муку, квакер, кокосовую стружку, молотые орехи (орехи можно размолоть в кофемолке).
- А сколько всего этого нужно?
- Нужно просто добавлять постепенно, пока не получится тесто, которое тебе будет нравится и которое удобно будет лепить.
- А я хочу, чтобы печенье было с шоколадом и с орехами.
- Можно нарезать шоколадку на мелкие кусочки и замешать в тесто в самом конце, и орехи тоже нарезать ножиком и добавить туда. А можно шоколадку растопить и размешать её в самом начале, вместе с жидким. Но, если ты хочешь, чтобы тесто было шоколадного вкуса, можно вместо шоколадки подсыпать какао или харув (кэроб), а шоколадку оставить себе. :)
Можно ещё подсыпать немного изюма или натёртой кожуры лимона или апельсина. Или что-то ещё, что ты придумаешь.
- А если я хочу сделать кекс?
- Тогда, после того, как будет перемешано всё жидкое, насыпь в большую ложку маленькую горочку соды и выдавливай на неё лимон до тех пор, пока сода будет пениться и шипеть. Делай это прямо над миской, чтобы пена стекала туда. Проверь, что в ложке не осталось сухой соды, а то у кекса будет привкус соды, а папа это не любит.
Ребёнок удалялся на кухню, за ним приходил другой:
- Мама, я тоже хочу делать печенье.
- Хорошо, сначала Э., потом ты, чтобы не мешать друг другу.
Периодически первый кондитер заглядывал ко мне за уточнениями: какую взять муку, какие орехи лучше добавить, когда подсыпать сахар. Показывал мне миску с тестом. Я подсказывала:
- Посмотри, чтобы вся мука была смочена, чтобы она не оставалась неперемешанной с тестом. Если тяжело мешать ложкой, меси руками.
Потом я приходила на кухню, чтобы помочь включить духовку на нужную температуру и поставить туда противень. Смотрела, чтобы разложенные на нём фигурные печеньки были примерно одинаковой толщины.
Про время выпечки говорила:
- Время можно знать только очень примерно. Следи за запахом. Когда почувствуешь вкусный, аппетитный запах в доме, значит твои печеньки скоро будут готовы. Тогда уже начинай следить за их цветом. Они должны стать светло-коричневые сверху.
Иногда доставала из духовки печеньку, разламывала и мы вместе рассматривали, пропеклась ли она внутри, не осталось ли там мокрого, липкого теста.
Кексы и бисквиты учила протыкать длинной деревянной палочкой, смотреть, нет ли на ней налипшего теста.
Вот примерно так это у нас происходит. У нас есть много кулинарных книг, но из них мы обычно подчерпываем интересные идеи, а не точные составы и пропорции.
Мне кажется, что в кулинарном деле, как и в любом другом, главное - это уверенность, что всё получится, и творческий полёт.
.