Сегодня были на уроке у преподавателя циркового искусства. Были Йосиф, Мойше, Хаим и я.
Я проверяла возможность организации занятий для маленькой группы, т.е. нас: мальчиков и, может быть, меня. У нас уже есть опыт таких семейных занятий. Несколько лет подряд мы ездили к учителям рисования и
керамики.
Я не думаю, что можно отдавать ребёнка в группу с незнакомыми ему детьми и учителем и, тем более, не присутствовать во время всех занятий.
Коротко о некоторых моих соображениях на эту тему.
1. В любой группе детей (будь то школьный класс или спортивная секция) действуют стадные законы. В ней нужно выживать (кстати, это относится и к учителю) В таких жёстких условиях возможность установления человеческих отношений (между самими детьми и между каждым ребёнком и учителем) практически сводится к нулю.
Человеческие отношения могут быть только между свободными людьми. А в рамках школы, секции или кружка свобода участников сильно ограничена. В большинстве случаев нахождение в таких группах детей и преподавателей - это не их выбор. Дети попадают туда по воле родителей, для преподавателей - это способ зарабатывания денег.
2. Учителя озабочены результатами своих учеников, т.к. этого требуют родители, которые отдают свои деньги, время и силы ради "развития" детей.
3. Преподаватели придерживаются определённой схемы занятий, которая не может учесть потребностей и особенностей каждого ребёнка.
4. Существует сильный соблазн использовать поддатливость и беззащитность детей, которые отданы в полное распоряжение взрослого.
Мои выводы вы поняли.
В самом начале занятий я устанавливаю контакт с преподавателем и обязательно присутствую (или участвую) в происходящем.
Я далека от мысли, что все учителя стремятся нанести вред ученикам, но в существующих условиях учитель не может позволить себе получать удовольствие от общения с детьми на равных. У него есть цель, и он должен достичь её любыми путями. И эта цель зачастую не совпадает с желаниями детей.
Расскажу, как занятия происходят у нас.
Сегодня было первое пробное занятие с преподавателем циркового искусства. Мне есть о чём подумать. И я хочу дать детям время, чтобы они высказали всё, что они почувствовали во время урока и думают сейчас.
Первая встреча - самая сложная.
С одной стороны, нужно, чтобы знакомство детей с новым человеком (да ещё говорящим на другом языке) было как можно более мягким.
С другой стороны, я должна как можно быстрее и чётче дать понять учителю, что у него нет задачи "вложить" какие-либо умения и знания в моих детей, что в любой момент занятий у детей есть выбор продолжать или отступить в сторону, что дети пришли сюда по своему желанию, а не по моей воле, и точно так же могут уйти.
Я должна помочь учителю расслабиться и дать понять, что он может просто заниматься своим любимым делом, а дети постепенно, каждый в своём темпе, будут перенимать у него его искусство, и что самое большее, что от него требуется, это "отвечать на вопросы" детей, то есть помогать им достичь ИХ цели.
Другими словами, я постепенно снимаю с преподавателя ответственность (которую, по его убеждению, он несёт) и подвожу его к роли Мастера (каким он и является, но в присутствии детей забывает об этом).
Вот при таких отношениях "мастер-ученики" возможна совместная работа и получение удовлетворения и удовольствия обеими сторонами. В работе важно сотрудничество, а не принуждение.
Каждый момент урока я поддерживаю связь с каждым ребёнком "глаза в глаза". Подмечаю малейшее напряжение, дискомфорт, нежелание продолжать. Несколько раз напоминаю, что нужно делать только то, что он хочет.
Одновременно объясняю/ перевожу учителю, чувства и желания детей, помогаю ему почувствовать себя свободнее в общении с нами.
В начале занятия был критический момент, когда учитель, помогая Йосифу делать упражнение на растяжку, сделал ему больно. Мойше вообще сказал, что не хочет это делать. Я попросила учителя показывать упражнения и объяснять их словами, но не помогать детям руками. Учитель резко возразил и произнёс такую фразу: "Если я не смогу трогать их, я не буду с ними заниматься. Я всегда помогаю детям делать упражнения, по-другому невозможно."
Мы встретились с ним взглядами. Он прочёл в моих глазах понимание и уважение к его требованиям, и также почувствовал, что есть нечто важное и необсуждаемое, для сохранения которого я могу прямо в этот момент вежливо поблагодарить, попрощаться и выйти отсюда навсегда. После этого молчаливого диалога занятие пошло иначе. И к концу полутора часов учитель всё чаще смеялся, делал меньше замечаний и даже, когда учил нас подкидывать и ловить шарики, сам увлёкся жонглированием.
Есть определённый плюс в том, что дети только частично понимают речь учителя, а учитель не понимает ничего, что говорим мы (его родной язык -французский, с нами говорит на иврите). Тем самым давление со стороны учителя сводится к минимуму, и я, естественным образом, становлюсь посредником между ним и детьми.
В обычной ситуации посредником является учитель. Он как-будто встаёт между родителем и ребёнком, докладывая маме о результатах её чада и призывая ребёнка к успеху, который порадует маму.
Уже после конца урока учитель вынес одноколёсный велосипед, о котором в самом начале спрашивали мои мальчики и который он даже отказывался показывать, объясняя, что ездить на нём очень! сложно. Потом учитель ещё сходил за педалями на маленьких колёсиках для Хаима, потому что Хаим не доставал до велосипедных педалей.
Потом мы с ним ещё немного пообщались про моё участие в занятии в качестве ученика, а мальчики, оставленные в покое, тем временем упорно и терпеливо овладевали искусством передвижения на цирковом велосипеде, придерживаясь за длинный стол. Когда учитель оглянулся на них, он был удивлён их успехами и сказал, что если они потренируются, то скоро смогут ездить без опоры.
Я рассказала о том, как Мойше в течение нескольких дней сам научился кататься на двухколёсном велосипеде, и предложила такой вариант будущих занятий: учитель занимается со мной и Йосифом акробатикой, а Мойше и Хаим пасутся рядом, овладевая тем, чем они хотят (велосипедом, педалями, доской на цилиндре, канатом, причиндалами для жонглирования и т.д.) Учитель согласился на такое сотрудничество. Причём я видела, что сделал он это не со стиснутыми зубами, а с искренним желанием.
Посмотрим, что будет дальше. По дороге домой обсуждала новое знакомство с детьми. Йосифу многое понравилось. Объяснила ему состояние учителя и причины его поведения. Мойше и Хаим молчали, но Мойше шмыгал носом (у него это признак переживания). Дома Мойше сказал мне, что учитель ему не понравился, но понравилось то, ЧТО он делает. Подожду, подумаю, посоветуюсь с Сашей и старшими детьми.