Меня преследуют!

Oct 15, 2015 15:49

Не знаю, как так выходит, но последнее время мне приходится общаться с прессой не только на работе, но еще и в совершенно неожиданных местах.

Не так давно я давала интервью газете "Вечерний Минск", а потом случайно встретила их корреспондента на своем избирательном участке и она пристала с просьбой сфотографировать меня и получить комментарий, почему я пришла голосовать досрочно. Я мэкала-бэкала, мол, хочу завтра дома побыть, но она не отставала и пришлось рассказать, как в прошлые выборы я с приключениями ездила голосовать в Париж. В итоге вышла маленькая заметка с фотографией из прошлой фотосессии, потому что в субботу я была бомжом))

Но это еще не все, пресса меня натурально преследует.


В понедельник пошли с подругой на мастер-класс по живописи в школу "Все Малевичи". Приходим, садимся на первую парту и тут появляется оператор с камерой и журналистка канала "Минск 24 ДОК". Будем снимать сюжет, говорят. Вы, говорят, работайте, рисуйте, а наш оператор вас поснимает. Ну вот он 2,5 часа нас снимал. В воскресенье будет сюжет. Об этом позже расскажу.

А два интервью "Вечернему Минску" сохраню себе здесь.

[Раз]

Яна Король, кандидат наук, ученый секретарь Института физики НАН Беларуси, три года училась и работала во Франции. За это время у нее появились определенные связи, была возможность остаться в Европе. Приглашали девушку и в США, но она выбрала Беларусь.

Семья Яны с наукой не связана. К физике ее подвела собственная любознательность.

- В детстве я зачитывалась сказками и мечтала обладать всеми необычными предметами: скатертью-самобранкой, ковром-самолетом и так далее. По мере взросления в моей библиотеке становилось все больше книг, открывающих секреты устройства мира. К моменту поступления в вуз поняла: на многие вопросы ответит только физика. Поэтому после окончания Лицея БГУ подала документы на физичес­кий факультет. Теперь я точно знаю: сказку можно пре­вратить в реальность. Уже сегодня на основе метаматериалов создают устройства, которые преломляют свет особым образом и заставляют его огибать скрываемый объект. Чем не плащ-невидимка?

В отличие от многих студентов о карьере Яна задумалась уже на третьем курсе. Однако в лабораторию оптики рассеивающих сред попала случайно.

- На зачете по физике атмосферы преподаватель спросил, кто хочет поехать в экспедицию в Антарктиду. Конечно, я хотела! Незамедлительно отправилась в лабораторию. Ее заведующий сказал: «Антарктиду не обещаю, но по миру поездишь точно“. Понравилось мне и само направление, сейчас это модно и востребовано. Одно время я сомневалась: идти в науку или в IT-сферу? Было выгодное предложение. Но все-таки выбрала первое. Я искренне убеждена: ученые - элита общества.

После 5-го курса девушка поступила в магистратуру. Первая зарубежная командировка не заставила себя ждать: ее и еще одного магист­ранта отправили учиться во Францию, в Лилль.

- Работа очень интересная. Мы проводили измерения уникальным прибором, во всем мире таких всего два. Его устанавливали на борту небольшого винтового самолета, и мы вдвоем с пилотом летали к Ла-Маншу, разворачивались, спускались с высоты 3.200 мет­ров, замеряя таким образом вертикальный профиль атмосферного аэрозоля. Эти данные нужны для метео­рологии, граж­данской авиации, для уточнения измерений наземных и спутниковых инструментов. Захватывающий опыт, если учесть, что я боюсь полетов.

Диссертацию защитила во Франции, аттестована в Минске. Когда нужно было решать, что делать дальше, взвесив все за и против, решила: останется дома.

Почему?

- Хотела хотя бы немного потрудиться в ядре научной школы, ученики которой сейчас работают по всему миру. Через год мне предложили должность ученого секретаря, я с удовольствием согласилась. Но работу в лаборатории не оставляю. Правда,

сейчас на нее остается не так много времени. Недавно снова побывала во Франции, встретилась с коллегами. Когда они узнали о моем нынешнем месте работы, поздравляли и восхищались. Не каждый постдок (ученый, который недавно получил докторскую степень) в Западной Европе может сразу получить постоянное место, у них это называется позицией, в хорошей лаборатории, а тем более в администрации.

Да, их стипендии и оснащенность лабораторий не сравнить с нашими, но сделать успешную карьеру там очень нелегко. Никто прос­то так денег не дает. Для того чтобы поступить в аспирантуру, нужно пройти серьезный конкурс, доказать свою состоятельность как специа­листа. После выпуска у нас распределение: пришел и работай, местом обеспечен. Там же после защиты диссертации ты свободен как ветер. Еще придется постараться, чтобы взяли на проект. Контракты заключают на год, два. А что потом? Чтобы получить постоянную позицию, а вместе с ней гарантированный оклад, трудятся и днем и ночью, без преувеличения - вкалывают. Но и у нас ученый, который не сидит на месте, имеет хороший доход и, соответственно, уровень жизни. Некоторые лаборатории в нашем институте, например те, которые создают лазерную технику, зарабатывают хорошие деньги за счет экспорта. Белорусские лазеры нужны во всем мире.

Я совсем не хочу создавать иллюзию, что у нас все замечательно. В нашей научной сфере хромает система менеджмента. Пора уходить от стереотипа, что ученый не должен искать деньги. Это мировая практика. В Европе, США, чтобы вести проект, доктору необходимо собрать команду, купить оборудование, а значит, найти финансирование. А когда средства найдены, руководитель опять же должен включить менеджера, чтобы грамотно распределить их и получить результат. Мы по этой схеме пока не совсем научились работать, чаще реализуя свои научные стремления за государственный счет. Есть к чему стремиться.

Автор: Ирина СТЕХ-САНКЕВИЧ

Ссылка на статью


[Два]

Яна Король, ученый секретарь Института физики Национальной академии наук Беларуси:
- Голосовала досрочно, в субботу. Участие в выборах для меня - дело первостепенной важности. Во время прошлой избирательной кампании я училась и работала во Франции, в Лилле, и тем не менее отправилась в посольство, чтобы не упустить свою возможность проголосовать. Считаю: это не обязанность, а гражданская позиция: кто, как не я и каждый из нас, своим выбором призван влиять на будущее государства?

Ссылка на статью целиком


Думаю, не стоит объяснять, что говорила я немного другими словами))

А еще сегодня узнала, что я амбидекстр. Раньше думала, что левша и левша.

будни, ученые будни

Previous post Next post
Up