Прочла намедни купленную в букинисте книжку "Насильно крещенные" авторства Маркуса Лемана. Купила поржать, потому что, как сразу было понятно, книга рекомендована людям, желающим ближе познакомиться с иудейской историей и культурой. Я и познакомилась.
Эта короткая повесть рассказывает о талантливом еврее, жившем в XV веке в Великом княжестве литовском и добившемся небывалых для своего происхождения высот. А именно, он стал казначеем короля. И пост он этот получил взамен на переход в католичество. Тут мы и получаем основную идеологическую проблему, которая не дает мне покоя. Автор своего героя поначалу осуждает за желание "предать веру отцов". Его осуждают в повести все единоверцы. А он мечется и не знает, что выбрать: карьеру или веру. В конце концов он выбирает карьеру, становится выкрестом, и все от него отворачиваются. Автор же своему герою начинает сочувствовать. Ведь у него есть оправдание. Он же стал казначеем! Это, разумеется, смягчает вину. А что, любой от веры откажется.
В этом вопиющем непонимании религии и места человека на земле я и вижу суть еврейства. Уважаемый Маркус Леман даже не догадывается, что открывает читателю самую нелицеприятную сторону своего народа. Еврей даже от веры откажется, если оно ради денег, и его нельзя в этом упрекать. Ага, щас. При Нероне, например, христиан дикие звери рвали и ничего.
В конце концов, герой раскаялся и тайно начал исповедовать иудаизм в своем замке, продолжая нести службу государству. Нет, он не двинулся в другую страну, где мог открыто заявить о том, что он иудей, нееет. Он деньги копил. А когда запахло жареным, т.е. его раскрыли, то он быстренько смылся и на накопленное золотишко открыл где-то за пределами княжества иешиву, в которой до конца дней своих учил детишек торе. Хэппи энд.
Не, я не антисемит. У меня евреи даже в роду были. И в друзьях водятся в больших количествах. Дело тут не в крови или религии, а в идеологии. Ну, иудаизм, вероятно, в этой идеологии играет не последнюю роль.
Книга напомнила мне еще одну, прочитанную не так давно: "Даниэль Штайн, переводчик" Людмилы Улицкой.
Этот роман не зря получил премию "Большая книга", вполне заслуживает, я считаю. В нем много сюжетных линий, но основная - жизнь и подвиги Даниэля Штайна (на основе реальной судьбы католического монаха Освальда Руфайзена еврейского происхождения).
Если кратко, то главный его подвиг в том, что он, живя в Польше во время войны, прикинулся полу-немцем (благо, знал немецкий и польский) и пошел служить в нацистскую полицию, откуда по возможности спасал многих евреев от неминуемой гибели. То есть он человек хороший. Но можете забросать меня камнями, если я буду неправа, когда скажу, что этот хороший человек в первую очередь спасал свою собственную драгоценную шкуру, а уж потом всех остальных. Есть подозрение, что Улицкая тоже из наших, коли этого не понимает.
Жиды, блин. Или у меня паранойя?