Хотелось бы верить, что всем известно имя великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. Его не зря называют первооткрывателем военной хирургии и спасителем человеческих жизней.
Сегодня в Петербурге не только вспомнят, но и расскажут о нем. Военно-медицинский музей подготовил интересную программу для желающих пополнить свои знания.
http://milmed.spb.ru
Вчера исполнилось 206 лет со дня его рождения. Пирогова нужно поблагодарить за внедрение гипса, применение наркоза в полевых условиях, привлечение «сестер милосердия» и сортировку раненых. Сейчас все это кажется привычным, обыденным, но так было не всегда.
Россия в то время постоянно воевала. Солдаты и офицеры попадали в руки военных хирургов, после ранения пулей или осколком, и чаще всего оказывались инвалидами: без рук и ног. Про дикую боль во время операций по ампутацию конечностей и говорить не стоит. Многие просто не выдерживали и погибали в результате болевого шока. Пирогов же спасал жизни… Тысячи жизней… При этом еще и учил других, как надо спасать.
Click to view
Что еще известно о нем?
Пирогов - основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии, создатель первого атласа топографической анатомии. Все, что он знал и чему учил, пригодилось советским хирургам во время Второй мировой войны.
Представьте себе, насколько трудно современному хирургу и анестезиологу провести операцию на должном уровне, а во времена Пирогова операции проходили в поле. Нужно было обладать знаниями и умениями, чтобы правильно рассчитать дозу наркоза и привести потом раненого в сознание, не потерять его. Не зря Пирогов стал легендой еще при жизни.
О нем можно говорить долго… Но важнее всего узнать, что он сделал для России. Поступив еще мальчиком (14 лет) медицинский факультет Московского университета, он закончил его в 18 лет, отправившись повышать свой уровень в профессорский институт в Дерпте, затем в Германии. Именно там он провели свои первые уникальные операции по ринопластике.
Вернувшись на родину, сделал два доклада в Петербургской Императорской Академии наук, на примере восстановления носа. Это были первые пластические операции, на примере которых российские академики впервые узнали об особенностях процесса приживления тканей и их рубцевания.
В 26 лет Пирогов стал профессором, а через пару лет уже возглавлял кафедру хирургии в питерской Медико-хирургической Академии. Именно здесь он начал (пока теоретически) работать над тем, как провести операции без ампутации конечностей, чтобы избежать инвалидизации пациентов.
Свои методики он опробовал на Кавказе, где впервые применил вместо лубков бинты в качестве повязок и эфирный наркоз. Потом Крымская война, осажденный Севастополь, где «родилась» его гипсовая повязка и методика сортировки раненых. Метод Пирогова стали применять во всем мире.
Почему мы должны знать и помнить свою историю? Да хотя бы потому, что те же американские историки медицины искажают истину, неоднократно подчёркивая, что именно «Америка научила Европу азбуке наркоза». Но неопровержимые исторические факты свидетельствуют о другом: на заре развития анестезии Америка и Европа учились у Николая Ивановича Пирогова. А если забудем, значит, Запад продолжит лгать, приписывая себе заслуги великих русских врачей, ученых, изобретателей.
Пирогов называл войну травматической эпидемией, заявляя, что во главе угла должны стоять не срочные операции, а правильный уход за ранеными и консервативное лечение. И еще один интересный факт: Пирогов, будучи в опале за границей, спас знаменитого Джузеппе Гарибальди от ампутации ноги, что пришлось не по нраву российскому императору Александру II.
Об этом и многом другом можно будет узнать во время бесплатной авторской экскурсии научного сотрудника музея Елены Жерновой «Николай Иванович Пирогов: загадки жизни и творчества». При желании ознакомиться и со знаменитым атласом Н. Пирогова «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».
Пожалуй, стоит сходить. Время будет потрачено не зря. Свою историю, в том числе и в области медицины, нужно знать, понимая, что нам есть, кем и чем гордиться!