В современной школе уже никого не удивляет присутствие социального педагога и психолога, включение в состав медицинских комиссий психиатра. Время сейчас такое: постоянные стрессы в школе и дома. Объем учебной информации возрос настолько, что школьникам не хватает времени его усвоить, учителям - разъяснить. Как при таких условиях избежать проблем и сохранить психическое здоровье детей?
Этим вопросом задались в Министерстве образования и науки РФ после прихода нового руководителя - Васильевой О.Ю. Реформировать школу, оценить уровень знаний детей и подростков, систему проверки знаний в выпускных классов на сегодняшний день недостаточно. Необходимо сохранить физическое и психическое здоровье детей.
Физиологическими аспектами охраны здоровья школьников занимаются сотрудники в медкабинете, но что делать с психикой? Конфликты с одноклассниками, непонимание в семье и со сверстниками, склонность к асоциальному или виктимному поведению, нарушение самовосприятия и другие проблемы необходимо решать при помощи психолога и при наличии грамотного подхода учителей к ребенку.
Эти вопросы сегодня обсудят на Всероссийской научно-практической конференции «Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию», организованной по инициативе Минобрнауки РФ.
http://минеобрнауки.рф В числе участников: министр образования Васильева О.Ю., замминистра здравоохранения Каграманян И.Н., ректор МГУ Садовничий В.А., президент Российской академии образования Вербицкая Л.А., президент Российского психологического общества Зинченко Ю.П., директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Шойгу Ю.С., декан факультета журналистики МГУ Вартанова Е.Л., ученые и эксперты.
В дискуссии примут участие знающие люди, профессионалы, понимающие особенности детской и подростковой психологии. Они обсудят не только процесс формирования благоприятного психологического климата в школе, психологическую компетентность учителя, но также вопросы безопасности и благополучия ребенка в школе, профилактику аддиктивного поведения.
XXI век не зря называют информационным. Информацию ребенок получает из различного рода источников, что может повредить его психике («группы смерти» в соцсетях, вербовщики в секты или террористические организации, и пр.). Как противостоять такому наплыву информации детям и подросткам?
Необходимо с помощью родителей сформировать положительную этнокультурную идентичность школьника, психологическую устойчивость, разработать механизмы экстренной психологической помощи учащимся, продолжить совершенствовать медиаграмотность и прививать им навыки информационной безопасности.
Это достаточно большой комплекс задач, ориентированный, прежде всего, на формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников, ограждение их от вредоносной информации в Интернете и дальнейшей социализации.
Когда ребенок чувствует себя в безопасности, дружит со сверстниками, не имеет проблем в общении с одноклассниками - он защищен. Он не пойдет курить и пить по подъездам, не пристрастится к наркотикам, не начнет хулиганить, пытаясь обратить на себя внимание или просто уйти от реальности.
Он будет учиться, строить планы на будущее, правильно оценивать ситуацию и окружающих его людей. Именно личность, а не жертва или изгой станет полноценным членом общества. Без психолога в современной школе уже не обойтись…