Несколько дней назад, после визита в Узбекистан, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Почему бы Турции не стать членом ШОС?». И, правда, почему бы нет? Все к тому идет…
Российско-турецкие отношения в недавнем прошлом находились на грани из-за ситуации со сбитым российским бомбардировщиком в сирийском небе, введенными Москвой после этого инцидента антитурецкими санкциями и накалом страстей в российском обществе.
Руководство в Анкаре, пусть и не сразу, но осознало, что хорошие отношения с Россией лучше, чем плохие. Теперь наши страны переживают восстановительный период в международных отношениях, налаживая политическое, экономическое и культурное взаимодействие.
Обсудить эти и другие вопросы собрались сегодня российские журналисты и члены турецкой Партии справедливости и развития Мехмет Мутлу, Махмут Малли и Хасан Дженгиз
на встрече в Москве.
Почему Анкаре выгодно стать членом Шанхайской организации сотрудничества? Как можно охарактеризовать на данный момент российско-турецкое сотрудничество в сфере политики и экономики?
Перспективы «Турецкого потока», взаимодействие с новым американским президентом, военная операция в Сирии и позиция Партии справедливости и развития по этим вопросам тоже вошли в повестку дня на этой встрече.
Турция и ШОС.
Если вспомнить о желании Анкары получить «билетик» в Евросоюз и последовательные попытки Брюсселя отбиться от нежеланных «гостей», становится понятным желание Эрдогана попробовать свои силы в другой организации. ШОС занимает неплохие позиции в мире, плюс к этому продолжает развиваться, а не деградировать. Альтернатива? Да!
Турецкий лидер на эту тему уже беседовал и с Владимиром Путиным, и с Нурсултаном Назарбаевым. Вроде бы Путин не исключил такой возможности, отметив, что ее стоит рассмотреть.
Чем же может привлечь Турцию ШОС? Для начала отметим, кто входит в состав этой организации: Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Статус наблюдателей у Белоруссии, Монголии, Индии, Ирана, Пакистана и Афганистана.
Впрочем, Индия и Пакистан вскоре смогут стать полноправными членами организации. Иран тоже задумывается об этом. К тому же, Восток и Азия гораздо ближе Турции, чем Европа. Турки-европейцы - нонсенс, искусственный проект, обреченный на провал. И менталитет другой, и политические традиции…
С точки зрения геополитики, Турции дорога в ШОС, а не в Евросоюз.
Кроме того, недавний государственный переворот осложнил отношения Турции и США. Смена политического курса Анкары и невозможность Вашингтона оказывать влияние через Турцию на Европу, Кавказ, Россию и Ближний Восток кардинально изменили ситуацию в регионе.
Несмотря на сложности между нашими странами, Россия оказала Эрдогану поддержку в трудную минуту, что не забывается. Результат - газовый проект «Турецкий поток» и обсуждение курдского вопроса с Москвой, а не с Вашингтоном. Добавим сюда и желание Анкары нарастить экспорт в Россию.
Кто-то скажет: Турция - член НАТО и, значит, не стоит ей доверять. Но тут имеется один нюанс: Анкара обязательства по НАТО исполняет формально, используя данный статус в своих интересах. Натовская база сыграла ключевую роль в ходе госпереворота, о чем Эрдоган никогда не забудет.
Россию устраивает независимая от США Турция. Только так можно выстроить многополярный мир. Да и Турция не желает ограничивать себя, передав часть своих полномочий Брюсселю.
Для Европы Турция в настоящее время не представляет особого интереса, если, конечно, речь идет не о мигрантах, которых нужно куда-то отправить. И в этом стратегическая ошибка Запада. Эрдогана сместить теперь будет не так просто, помешать сотрудничеству с Россией тоже. Россия же укрепит еще больше свои позиции на Ближнем Востоке и в азиатском регионе. Все складывается неплохо и у Турции есть шанс получить положительный ответ.
Источник