Недавно посмотрела онлайн фильм «Солнечный удар» Н. Михалкова, снятый в 2014 году, и была несколько разочарована.
На мой взгляд, повествование, относящееся к 1920 году, снято намного более удачно, чем любовная история главного героя. Несомненно, по-михалковски сильный финал, ради которого и задумана была вся картина. Гибель Российской Империи - одна из основных тем Н. Михалкова, которую он с успехом раскрыл в своих более ранних фильмах. Михалков вообще умеет снимать гениальный финал, но остальное действие как-то провисает в воздухе. Отсутствует динамичность, эмоциональный заряд повествования. Некоторые сцены черезчур затянуты, особенно сцена с улетевшим шарфиком и сцена с факиром.
Любовная история очень напоминает отношения персонажей в «Сибирском цирюльнике». Молодой человек, по-юношески наивный и восторженный, неожиданно увлёкся замужней дамой, которая старше и опытнее его. Эта мимолётная связь, о которой он почему-то вспоминает всю оставшуюся жизнь, не приносит герою ничего, кроме страданий.
Основной вопрос, который остается от этой любовной истории: «Что это было?». Любовь? Нет, вряд ли. Когда же они успели друг друга полюбить, если и двух слов не скзали друг другу на корабле. Страсть? Может быть. Но тоже непонятно, как она успела между ними возникнуть, если до того, как они сошли с корабля, между ними не было ни одного прикосновения, ни одного поцелуя.
Болше всего меня поразила постельная сцена. Я бы сказала, самая несексуальная эротическая сцена, которую я когда-либо видела на экране. В сцене, когда герои остаются одни в номере гостинице, и по сюжету Бунина должны, наконец, отдаться своей всепоглощающей страсти, никакой страсти я на экране не увидела. Неожиданно сильно вспотевшая героиня (и когда же она успела!?) выглядела совсем не аппетитно, а, скорее, отталкивающе, а герой, который почему-то, напротив, совсем не вспотел (хотя в этом случае дожен был бы!), выглядел беспомощно и напоминал скорее жертву, чем страстного любовника. В самый разгар любовной сцены на экране, вместо жарких объятий, возникают кадры работающих пароходных поршневых механизмов и капающего крана. В общем, ни романтики, ни восторга, ни наслаждения. Какая-то невкусная проза жизни и голая механика полового акта.
Единственное, что меня порадовало в «Солнечном ударе» - это много новых актерских лиц. На главные роли Михалков пригласил совсем неизвестных талантливых молодых актеров: латышского актера Мартиньша Калиту (которого озвучивает Евгений Миронов) и Викторию Соловьеву, переехавшую в Москву из Киева. Голос Миронова был настолько узнаваем, что я постоянно искала его на экране, но в кадре Миронова не было. Это немного отвлекало.
Виталий Кищенко в роли одного из офицеров сильно напоминал А. Кайдановского в роли ротмистра Лемке из фильма «Свой среди чужих», снятого ровно 40 лет назад.
Очень понравился сербский актёр Милош Бикович, который сыграл в фильме подпоручика с собакой. Думаю, если бы фильм снимался в 70-е годы, эта роль досталась бы самому Н. Михалкову.
Очевидно, у Михалкова есть определенные типажи, которые кочуют из одного фильма в другой.
1. Солнечный удар (Мартиньш Калита и Виктория Соловьева)
2. Солнечный удар (Мартиньш Калита и Виктория Соловьева)
3. Солнечный удар (Мартиньш Калита)
4. Солнечный удар (Милош Бикович)
5. Солнечный удар (Милош Бикович)
6. Солнечный удар (Виталий Кищенко)
7. «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г.), А. Кайдановский в роли ротмистра Лемке.
8. Солнечный удар (Мартиньш Калита и Виктория Соловьева)