Писать обычный отчет о «Бергете», одиннадцатом в серии этих игр и третьем на моем велкро, не хочется. Дневниковые записи интересны лишь для фанатиков от страйкбола и поклонников точных фактов, а ведь мой журнал читают и нормальные люди.
Вместо этого я попробую ответить на вопрос - почему год за годом я выбираю эту игру? Зачем еду в такую даль и, отчасти, глушь, мокнуть под холодным дождем и бить ноги на коварных склонах, покрытых «играющими» камнями? Ведь вполне мог бы за ту же сумму греть пятки где-нибудь на испанских пляжах, не щадя печени.
Приятель, бывший на предыдущем «Бергете», ответил просто: «Для меня «Бергет» - большой и красивый полигон, всё остальное - то же самое пиу-пиу». Но «Бергет 2013» проводился на другом полигоне, без этих живописных скал у Хернесанда. Скажу даже больше: шведская тайга, конечно, красива, но местами пейзажи этого года напоминали перелески родной средней полосы.
И тем не менее я очень хочу на следующий «Бергет». Да, в четвертый раз подряд. Пускай Стокгольм, наконец, исхожен вдоль и поперек, пускай я планировал поехать на будущий год на Border War в Чехию. Всё равно хочу. Так в чём же причина такой притягательности?
Мне кажется, это масштаб. Не тот, что на карте в углу пишут, а тот, который размах. И размах этот проявляется буквально во всём.
В размере полигона. Мы привыкли к нашим «песочницам», которые можно пройти неспешным шагом за полчаса, плоским, как стол. И к ненапряжному ритму игры, что они диктуют: перестрелка - мертвятник - перестрелка. «Бергет» - это два десятка квадратных километров чащ и вырубок, оврагов и холмов, ручьев и озер. Здесь группа, сделавшая шаг от торной дороги, растворяется в зарослях и почти не обнаружима, а путь до цели может занимать полдня. Здесь, получая задачу «на пару часов», выходишь из лагеря с полным комплектом на весь день. Здесь промокает гортекс, а трекинговые носки съедают ноги. Зато за попадающиеся иногда пейзажи бильд-редактор Nat Geographic продал бы душу.
Во времени. Забыть на двое с половиной суток о своей обычной жизни, о том, что мокрые ноги имеют прямую корреляцию с сопливым носом, а человеку положено спать 8 часов в сутки, и о прочей куче чепуховых страхов, что делает нас «цивилизованными людьми» - такая возможность дорогого стоит!
В числе участников. Вот ведь что интересно - обычная полевая ролевка на две тысячи человек неизбежно превращается в бардак и фестиваль. Две тысячи игроков на Бергете, напротив, делают игру намного живее. Появляются новые специализированные подразделения: рота разведки и беспилотников, подразделение по захвату особо важных персон, полноценное подразделение управления, наконец. Бои приобретают эпический масштаб. А еще - впрочем, это уже проходит по уровню тонких материй - игровая атмосфера на «Бергете» отличается от привычной мне просто разительно. Такого уровня доброжелательности, в первую очередь, со стороны соперников, у нас не встречается. Я не верю в духов, но если где то и гостит дух fair play - так это здесь.
Может быть, дело в местных игровых традициях. Может быть в том, что большинству любителей нагибать и доминировать кажется слишком затратным ехать в такую даль ради того, чтобы почесать эго о шведскую елку. Но факт есть факт - игру на «Бергете» отличает удивительно малый процент игровых склок и разборок.
В сюжете. Для наших игр он - существо мифическое, сродни говорящему дереву или восемнадцатилетней девственнице. Шведские организаторы, напротив, не делают удивленные лица при встрече с сюжетом, а активно скотинку эксплуатируют. Результат - гораздо больший уровень погружения в игру - именно это выгодно отличает «Бергет» от прочих страйкбольных игр.
Все эти разницы масштаба, пропорции между «там» и «здесь», они не просто складываются, они перемножаются между собой каким-то хитрым способом. И когда начинаешь прикидывать, ехать или не ехать на «Бергет», и у тебя в знаменателе игрушечный «Белаз» в песочнице, а в числителе - «Белаз» настоящий, который сейчас опрокинет гигантский ковш кузова и засыплет к чертям всю эту песочницу вместе с детишками, совочками и ведерками, что там вопят и спорят, выбор однозначен. Остается только выбрать маршрут.