Многие читали шекспировского «Гамлета», но многие ли задумывались о судьбе двух молодых людей, Розенкранца и Гильденстерна, которые были так дружны с принцем Датским? А вот британский драматург Том Стоппард (кстати, автор моего любимого «Берега Утопии») задумался и написал прекрасную абсурдистскую трагикомедию «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», представив сюжет «Гамлета» с точки зрения двух его друзей-дворян.
Молодой театр
«Июльансамбль» представил свою версию
«Розенкранц и Гильденстерн» в режиссуре Павла Пархоменко. Действие происходило в Боярских палатах на Страстном бульваре - новом модном лофте, где свои работы зрителям представляют молодые режиссеры, дизайнеры и художники. Лучшего места и придумать нельзя. Старинное аскетичное пространство с многочисленными арками и сводами сразу позволяет почувствовать себя в древнем замке. А арки создают впечатление, что актеры появляются из ниоткуда и уходят в никуда, как и предполагается по замыслу пьесы.
Розенкранц (Артем Дубра) и Гильденстерн (Сергей Новосад) появляются перед нами, как будто их действительно вырвали из контекста «Гамлета». Одетые в костюмы «с иголочки», дорогие ботинки и яркие носки, они не помнят того, что было вчера, где они и даже кто они. Они путают имена друг друга, и кажется, что нет разницы, кто из них кто, хотя они очень разные по характеру: задумчивый и рассудительный лидер - Гильденстерн и кажущийся смешливым простачком Розенкранц. Они не могут друг без друга и, кажется, способны существовать только в паре.
За ними, кажется, послали. Герои спешат в Датское королевство, чтобы разведать, действительно ли сошёл с ума их университетский друг Гамлет, и по возможности развлечь его, как наказали Клавдий и Гертруда, король и королева Дании. По пути они встретят пятерых бродячих актеров, во главе с Игроком, который попытается вовлечь друзей в столько популярный в наше время иммерсивный спектакль. В ход пойдут любые средства - и слезливые размышления о нелегкой судьбе артистов, и мольбы дать им денег, чтобы купить хлеба, и демонстрация главного «козыря» - юноши Альфреда в женском платье, которого обычно прячут в железном ящике-сейфе. И вот уже артисты, которые ни разу не выступали перед зрителями, а только перед дикими зверями в лесу, уже едут ко двору играть представление, чтобы развлечь Гамлета.
Гамлет, кстати, совсем не такой, каким его представляешь: это полноватый невысокий мужчина, похожий скорее на бродягу, а вовсе не на принца. Однако, несмотря на кажущееся безумие, он сразу разгадывает, кем были посланы Розенкранц и Гильденстерн и ловко уходит от ответов на все их вопросы.
Великолепны попытки артистов представить пьесу «Сцена отравления короля» в разных жанрах: русского психологического театра, оперетты и экспериментального постдраматического (браво!). Но такие эксперименты не понравятся королю и королеве, и вот уже Розенкранц и Гильденстерн плывут вместе с Гамлетом и труппой артистов в Англию, из документов при них - только объясняющее все письмо, которое необходимо отдать английскому королю. Розенкранц и Гильденстерн - маленькие люди, виною случая попавшие в круговорот политических интриг. Они пытаются рассуждать, высказать свое мнение, но все их начинания разбиваются о приказы власть имущих, и они покорно выполняют чужую волю.
Как и прежде, Гамлет перехитрит былых друзей, подменив письмо королю Англии, где просят казнить его, на письмо-просьбу о казни Розенкранца и Гильденстерна. Друзья предчувствуют злой рок еще в начале пьесы, недаром их так занимают мысли о смерти: каково это - лежать в гробу, или почему актеры умирают так ненатурально? Возможно, они вот-вот узнают, что такое смерть. Вместе они уходят куда-то в глубь сцены, в никуда. Но мы-то помним, «что Розенкранц и Гильденстерн мертвы», как завещал нам Шекспир.
За приглашение спасибо огромное театру "Июльансамль", сообществу
moskva_lublu, и лично Марине
kogda_leto Группы театра в соцсетях:
ВКонтакте,
Инстаграме,
Фейсбуке