“Пролетая над гнездом кукушки" от театра-мастерской Алексея Конышева "Призрак"

Nov 20, 2018 02:03

Знаменитый театр «Эрмитаж» нынче делает постановки не в одноимённом саду, а на сценической площадке по адресу Новый Арбат, 11. Мы здесь оказываемся по очень увлекательной причине. Театр-мастерская Алексея Конышева "ПРИЗРАК" ("GHOST") представляет вниманию зрителей спектакль по провокационному роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Книга со студенчества впечатлившая (из Папиной библиотеки, что несколько странно, но особо ценно). Экранизация Милошем Форманом тоже оставила неизгладимое впечатление. Я приглашаю друга, с которым мы многие годы изучаем уровни сознания. Театр встречает длинными путанными коридорами и лестницами, манящей дверью. За ней начинается аттракцион духа.







Уже на входе встречают женщины в белых халатах. Они проверяют билеты и продают программки. В фойе и на лестницах бродят и колобродят сумасшедшие актёры. Они подходят с безумными глазами, задают странные вопросы, дают вытянуть карту, но не отпускают её. Мы подхватываем игру. Всё это настраивает на нужную волну. Готовит к тому, что на сцене будут затрагиваться тонкие темы ум-за-разум, и мы уже сейчас начинаем размышлять, где же «ум», а где «за разум». Тема сумасшедшего дома - крайне сложна. Нам всем о ней не очень хочется думать, но мы отважно в неё направляемся.




В просторном зале нас будут сопровождать великие актёры со световых пано, которые погаснут на время спектакля. Спектакль длился 3,5 часа с антрактом, но я не ощущала этого времени. Погружение получилось на УРА.




Сюжет построен вокруг Рэндла МакМёрфи, молодого парня, который «заскочил» в сумасшедший дом месяцев на 5 не больше. Он самоуверенный, непрогибаемый гордец и лидер, знатный шалопай и сильная личность. Он сталкивается с программной до деталей жизнью этого дома и уверен, что он то не подчинится этому бредовому порядку. Он тут всё перетрясёт. Но постепенно он уступает, прогибается. Тоталитарная система слишком жёсткая, программа подавления личности работает в полный оборот. Какой ценой ты готов отстаивать свою личность?

О чём в целом это произведение? Об очень многом. О пути личности, о силе и косности общества, давлении системы, о свободе - реальной или мнимой - выбора, об игре по правилам, о самоопределении, об иллюзии игры по правилам и так далее… Темы актуальные во все времена. Кукушкино гнездо… Дети, отброшенные социумом…

Нас зрителей погружают особенным и эффектным образом. Включается видео на огромном экране: двигающиеся концентрические круги и прочие психоделические образы. Чувствовалось, как в зале разлились изумление и даже настороженность. Затем мы периодически смотрим кино-сюжет о том, как индеец, который провёл в психушке 20 лет, вырвался на свободу и рассказывает эту историю в провинциальном баре. Индейцу - вождю Бромдену - симпатии на протяжении всего спектакля, и Гарику Айвазову, его сыгравшему, тоже.

Все ребята-пациенты оказываются как будто знакомыми, эдакие парни с района, какого-то московского спального района. Удивительным образом я то и дело переживала ассоциации с друзьями или знакомыми, от этого был особо погружающий персональный эффект. Я умудрялась переживать уже не за Билли, Чезвика, Мартини, а как будто за своих Макса, Лёху, Сашу, Вовку. Иногда даже больше одного человека я вспоминала, глядя на одного актёра. Отличный подбор актёров. Каждый на своём месте, с ассорти ярко обрисованных типажей. Никита Белых, Никита Ермочихин, Александр Толмачёв, Андрей Кудряшов - вы молодцы! Молодые и очень выразительные. Так держать.

Но Михаил Стенин (МакМёрфи)… Если честно, растерзал моё женское сердце, как однажды красиво растерзал похожий манерами и силами души человек Гриша. Стенин сыграл гениально, пускай и звучит это очень субъективно. Я задумывалась не раз, это ж насколько надо так выкладываться каждый раз, чтобы так мощно выражать многогранный и значительный характер. Он даже отжимался на сцене всеми мускулами. Центровой персонаж и дерзко талантливый для него актёр. В фильме он был сыгран великолепным Джек Николсоном, но Михаил по возрасту и борзости, возможно, даже ближе к молодому парню МакМёрфи. Он очень красноречиво в центре всего, его игра доставляет удовольствие.

Его антагонист - сестра Ретчед, очаровательная на внешность, но с тираническим характером. Когда ей подчиняются, она обворожительна. В случаях непослушания она беспрекословна. Настоящая дрянь, сыгранная красивой Анной Ерченко. МакМёрфи как будто почти удалось взять над ней верх по-мужски, но её профессионализм и данная ей власть одерживали победу. Выходит, и она ломала себя, задавляя в себе женскую суть. Так и есть у тех, кто служит системе.

Катарсическими моментами был красивая, как пластичный танец, процедура электрошока, оформленная пульсирующим как боль красным цветом (не смогла удержаться от фото); безудержная вечеринка, в которой все отбросили внутренние зажимы и лакали пойло из капельниц; и конечно, возвращение МакМёрфи после лоботомии, когда в зале были такие моменты тишины большого количества людей, что сердце дрожало. Хотя схематичность/символичность некоторых сцен смягчали их драму, но эмпатии было целое море. Супер постановка, скажу я без жеманства. Алексей Конышев, респект!







Были использованы замечательные методы вовлечения нас зрителей. Это прежде всего перемещения героев не только по сцене, но и по залу. Входят и выходят (вбегают - убегают) на сцену они через проходы между зрителями и выходы зала. Это приятно ощущение, когда актёры проходят мимо. Затем довольно грубое обращение к залу как к третьему лицу в контексте того, что «тут сидят безнадёжные овощи». Это могло задеть кого-то из зрителей, но весь роман - это вызов, так что будь готов! В конце спектакля зрителей просят голосовать (поднять руку): сохранять ли жизнь МакМёрфи, как будто действительно зрители могут решить его печальную судьбу. И многие решали для себя в этот момент вопрос справедливости, вопрос первичной важности жизни и вопрос спасения в эвтаназии. Или вопрос смелости огласить своё решение. В зале чувствовались бурлящие чувства. Так и должно быть при столкновении с искусством, оно должно тормошить нас, призывать к размышлению и взгляды за шаблоны, толкать к развитию себя. Этот спектакль не оставил равнодушных.




Порой представить сложно, как можно даже решиться на интерпретацию такой сложной, провокационной книги. Театру «Призраку» это блестяще удалось!

театр

Previous post Next post
Up