Память - это не библиотека, это процесс.
Как известно, 95% событий жизни мы забываем. Если бы мы вели подробный дневник с 16 до 60, то прочитав его, мы бы удивились этим текстам, ведь почти никакие события не вспомнились бы...
Бывает, человек рассказывает байку из своей жизни, которая за много повторений отточилась у него до складной занимательной истории. Но вспомнить здесь то, что глубоко забыл - не может. Если какие-то из присутствующих уже слышали эту историю, то они могут смело выйти из комнаты.
Но бывает, что задаешь себе задание, и память начинает работать. Это и есть память как процесс.
Марсель Пруст говорил, что есть события, которые могут пробудить память.
И вот благодаря, какому-то якорю или метафоре мы проникаем внутрь нижних миров памяти. Тогда два течения соединяются и позволяют действительно что-то вспомнить - это актуализированная память.
На этой неделе посетил в театре танца «Тодес» спектакль «Дыхание памяти», поставленный по мотивам рассказа Бунина «Холодная осень» (
https://vk.com/wall-213579839_3246). И знать либретто оказалось не обязательно. В спектакле не только танцуют, но и говорят. Говорят много, точнее достаточно. Об этом факте хорошо бы напоминать зрителю в рецензиях и афишах.
И вот в этой постановке, пожалуй, любимый момент - это актуализированная память главной героине, которая спустя десятилетия пытается достоверно вспомнить своего несостоявшегося жениха. Не имя, разумеется, и не общую фабулу, а лицо, ощущение...
Фабула-то известна с первых строк рассказа. Она начинается 12 июля 1914-го:
«На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...
В сентябре он приехал к нам всего на сутки - проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны)».
Далее он погиб через месяц...
И вот героиня вспоминает его, используя для актуализации памяти голову, опущенную в ведро. А на заднике сцены идет видеоряд: наползающие друг на друга образы и осколки смыслов от случайно активированных нейронных связей. Изумительно красиво.
Всё это сочетается с танцем. Причем один из танцоров танцует с замотанным лицом, что точно и верно. К примеру, все мои воспоминания можно обозначить строчкой хрестоматийной песни: «Лица стерты, краски тусклы».
Вообще первое отделение этого спектакля шикарно. Есть сцена, в которой участвуют четыре танцора, изображающих бычков. На заднике идут кадры с мясокомбината, которые в конце концов превращаются в сплошное полотно крови. Вся эта бойня символизирует Первую мировую войну - коллективное самоубийство народов.
Моей спутнице, впрочем, понравилось не только первое отделение, но и второе. Она сказала, что ничего лучше в этом году не видела.
Нелли Уварова - исполнительница главной драматической роли в спектакле. Иными словами даже не пытается танцевать.
А танцуют, как я понимаю, бальники.
Режиссер-постановщик - Родион Барышев.
Премьера - декабрь 2021.
Нынешнее местоположение спектакля подходит ему лучше всего.
Билеты дорогие. Зал почти полон.
У спектакля есть
собственный сайт. А там - тизер.