В сентябре 2019 я познакомился с артисткой Театра юного зрителя Анной Ежовой (теперь у нее другое имя и другая профессия - Фотограф Женя Ежова). В частности она играла Голубку в спектакле «Пингвины». Но работала там последние четыре месяца. За это время я так и не выбрался на нее посмотреть. И когда она мне сказала, что всё - последний шанс, когда могу получить контрамарку, в этот день у меня была очередная Елка. Короче, увидел «Пингвинов» я уже только в 2024-м. И не то, чтобы все эти годы ощущался незакрытый гештальт, но хорошо, что всё-таки сделал это.
А в роли Голубки теперь - София Сливина.
Поставлен спектакль Женей Беркович по книжке «Ковчег отходит ровно в восемь».
- Эй, где вы ходите?! - крикнула Голубка. - Все животные давным-давно в сборе, даже черепахи! Ной уже хотел отправляться. А вас все нет и нет! Я же говорила: в восемь отходит ковчег!
И пожалуй, это первый смешной спектакль, увиденный мной в МТЮЗе.
Главных ролей - три - Илья Смирнов, Максим Виноградов и Искандер Шайхутдинов.
Время действия обозначено четко: события уместились в промежуток от начала Потопа и до дня, когда Ковчег причалил к Арарату и появилась радуга. То есть начинается всё в обычный весенний день 3246 года от сотворения мира, когда ничто не предвещало беды. Многие тогда собирались вместе, устраивали пирушки. Вот и пингвины пытались репетировать свое выступление с песнями (их хочется на манер Бертольда Брехта называть зонгами).
Однако спойлеров не будет. Смеяться уместнее от неожиданности.
Скажу лишь, что то тут, то там встречаются цитаты из отечественной культуры: «люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени» (Чехов) или «не выходи из комнаты, не совершай ошибки» (Бродский). Есть даже отсылка к Пушкину, но главная из аллюзий авторская и поэтому всё-таки зарубежная - Рэй Брэдбери с рассказом «И грянул гром», более известным как Эффект бабочки.
Возрастной ценз - 12+, однако своего подростка я лично брать с собой не стал: ходили взрослые. Но чужих подростков было достаточно. И разговор о Боге, который есть в спектакле, как раз рассчитан большей частью на них. Он кстати, вполне корректный почти до самого финала, где вдруг вылезает неожиданная ересь о том, что Потоп был ошибкой. Однако в конце там вообще откровенная ржака, там уже можно.
Единственная женская роль тоже сложилась. С целью показать смертельно уставшую от организационных проблем женщину, точнее Белую Голубку, София Сливина разговаривает не актерским, а если можно так сказать, бытовым голосом, без обычной сценической внятности, громкости и подачи.
Ну, что, в целом удача. Спектакль девять лет не покидает афишу и явно не спроста.