Пермский театр «У Моста»
teatru-mosta: «Головлёвы» в Москве на сцене Театра им. Гоголя. Про этот театр был весьма наслышан в связи с ирландщиной. А знакомиться довелось на русском примере.
Перед началом выступил Сергей Федотов (главреж «У Моста» со стажем постановок более 30 лет) и сказал, что «классику они ставят как классику» и в этот раз им удалось уместить события книги в два с половиной часа.
Я ничего не мог поделать с тем фактом, что мне было хорошо известно это произведение. И поэтому в том числе ожидал узнать, а что же выкинули в порядке уплотнения сюжета?
И первый большой вырезанный блок - роды третьего сына Иудушки (Порфирия) Головлева. Сцена впечатляющая. Но она уже мало что прибавляет к облику Порфирия.
А второй вырезанный блок - это христианский финал романа, в целом социально-психологического. Там в Великий Четверг Порфирий Головлев неожиданно встречает Бога. В нем происходят прозрение и покаяние, и в ночь на Страстную Пятницу он идет холодной весной на могилу матери, но по дороге замерзает до смерти (при очевидном попущении Бога, который забирает его в самый выигрышный момент его жизни). Гуманный и интересный конец, да?
Но технически на сцене это сложно исполнить. И режиссер решил эту проблему так, что спектакль кончается неожиданно: Порфирий говорит: «Считаю, что меня надо простить». И все такие выбегают на сцену - и чтобы простить, и чтобы потом сразу - на поклоны.
Поэтому когда по окончании все кричали «Браво!», я всё же кричал: «Незачет!», хотя мне спектакль очень понравился и не был в тягость все эти три часа (с длинным антрактом).
А еще меня обескураживала актерская подача госпожи Головлевой, маменьки. Актриса играет ее так, что ей можно сочувствовать, понимать... А ведь маменька и есть источник родового проклятия Головлевых. Именно она первоисточник тотальной нелюбви в этой семье. Живет с мужем, которого ненавидит, но не разводится с ним, потому что это грех. Встречает старшего сына в хрестоматийной ситуации Блудного сына, но ведет себя не по притче...
Но на такое виденье каждый режиссер и актер имеют право, конечно.
В целом сильно, умеют, хочу еще.