Я так часто бывал в театре МТЮЗ, что последнее время хожу только на премьеры.
В этот раз - «Без сна», первый показ которого был в начале сентября.
Норвежец Юн Фоссе стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2023 год. И почти сразу МТЮЗ поставил спектакль по его короткому роману «Без сна».
Но это сейчас Фоссе на коне. А когда-то его тексты отказывались печатать из-за оригинального стиля изложения.
Форма у него отчасти заменяет содержание. А театральная постановка отчасти следует этой концепции.
В постановке литературность истории очевидна - не приходится сомневаться, что это адаптация романа. Отсюда развитие персонажей протекает на большом временном отрезке, придавая некоторую пунктирность изменениям характеров. И спектакль передает настроение истории.
Доминанта всего - бедность. Нефть еще не нашли. Поэтому ужасающая бедность! Но она такая… норвежская. В отличии от ирландщины - в ней ни гротеска, ни черного юмора.
Однако моя спутница сказала сразу же по окончании: «Как ни странно понравилось!». Вот да! Форма помогла. Ну и актеры не подкачали.
Спектакль идет во флигеле, в белой комнате, а там идут очень разные спектакли, у которых только одно общее свойство - прямое свидетельство, чтобы мы под этим не понимали.
Посещение прекрасной кофейни флигеля легко превратить в свидание.
На обратной дороге пытались объяснить себе название. Не очень удалось. Видимо, его понимаешь через книжку.
Ну вот, жить нам теперь негде, - сказала Алида, и Асле не ответил.
Но ведь это его дом, ничего не поделаешь, - сказал Асле.
Нам негде жить, - сказала Алида.
Поздняя осень на дворе, темень да холод, и нам нужна крыша над головой, - сказала она, и они еще постояли, не говоря ни слова.
Мне ведь вскорости родить, со дня на день, - говорит она.
А деваться нам некуда, - говорит Алида. Потом она садится у стены дома на лавку, которую сколотил еще папаша Сигвалд.
Надо было убить его, - говорит Асле.
Не говори так, - говорит Алида.