Несколько лет я собиралась сходить в музей ГУЛАГа, да все руки не доходили. Наконец дошли. Что сказать? Музей современный и интерактивный. Осознав это, я приуныла, поскольку предпочитаю классические музеи. Но, как выяснилось, зря, потому что в музее экспонаты представлены самым разным образом: есть и традиционные витрины, есть графики, есть экраны, если видео-проэкции, есть инсталляции. Кстати, собираются сделать экспонаты для плохо видящих посетителей. Ну, как сделать? Отобрать из запасников то, что покрепче и обо что невозможно порезаться. Так что имейте в виду.
Музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году, открыт в 2004, но изначально он располагался на Петровке. В 2015 музей переехал в здание на 1 Самотечном переулке. Основателем музея был историк Антон Владимирович Антонов-Овсеенко, сам проведший в лагерях не один год.
Экспозиция музея рассказывает о системе лагерей, которая была создана не в 1930-е годы, как думают многие, но куда раньше, еще в 1919. И находились они не только на окраинах РСФСР или СССР, но и в крупных европейских городах. Так в 1920-1921 гг. дочь Льва Толстого Александра была узницей лагеря Новоспасского монастыря в Москве.
Начинается экспозиция с… дверей. Это и двери бараков, и двери домов, где жили репрессированные, и двери тех зданий, что строили зэки.
Вот эта экспозиция показывает структуру системы репрессий.
Меня особенно впечатлил текст Бухарина. Как ни повернись, а будешь виноват, если ты не из батраков или рабочих.
В музее много графиков и цифр.
Очень наглядно интерактивное панно, показывающее количество лагерей и их
расположение. Кстати, наибольшим число узников было не в 1930-е, а в 1952.
Есть витрины с рабочими инструментами или личными вещами заключенных.
Посмотрите на эту ложку, сделанную, как я понимаю, из крышки консервной банки.
Трогательные открытки с видами Соловков. Их послал сыну Пете заключенный Черноуцан.
Детские вещи, привезенные в лагеря с воли или сшитые уже там. Матери пытались, как могли, украсить одежду детей, вышивая забавных зверюшек. Чулочки.
А вот самодельный игрушечный броневичок.
Вот, казалось бы, обычный альбом. Но, смотрите, по фотографиям скользит луч. И на экран выводится информация об этом человеке или этом месте.
Этот зал посвящен "Большому террору" 1937-1938 гг. На стене можно увидеть портреты сменяющие друг друга людей, погибших в это время. Пол устилает слой гильз, их здесь около 700 000, именно столько людей было расстреляно в этот период.
А теперь пройдем на первый этаж, посмотрим на открытые фонды. Конечно, в сами фонды посетителей просто так не пустят. Но мы включаем монитор, выбираем то, что хотим увидеть…
И за стеклянной дверью луч высвечивает этот экспонат.
В собрании музея 4138 предметов. Это личные вещи, открытки, периодика, фотографии, картины, документы и пр. Некоторые экспонаты можно увидеть, не заходя в музей. Достаточно открыть сайт
https://gmig.ru/museum/collection/.
Нужен ли этот музей? Наверное, да, нужен. Есть вещи, о которых стоит помнить. Нужен ли он именно в такой форме? Вероятно, тут у каждого свой ответ. На сайте музея написано: "Мультимедийный формат и жанр вербатим позволяют ощутить эффект сопричастности, прочувствовать ощущения и переживания свидетелей эпохи.". Мне же больше всего понравились маленькие экспозиции, рассказывающие о конкретных людях. Несколько вещей, короткая биографическая справка. Но эти крошечные витрины говорят, на мой взгляд, куда больше, чем цифры, графики и интерактивные панно.
Чего мне не хватало в музее? Масштабности. Дело в том, что я была на фотовыставке, где были представлены снимки развалин лагерей и рудников. И они пробирают до глубины души. Глядя на них, понимаешь, какая это была махина. А в музее этого чувства нет. Лишь в одном месте я нашла экран, на который проектировали снимки, в том числе и лагерей. Но, если не встать там в нужное время, но их не увидишь.
Сайты музея:
https://gmig.ru/https://ru-ru.facebook.com/gulagmuseum/https://vk.com/gulagmuseumhttps://www.instagram.com/gulagmuseum/?hl=ru За экскурсию спасибо экскурсоводу Алексею Трубину, старшему хранителю Наталье Карпухиной и Алене Федоровой.