Фотопроект «Город на память». 138. За кулисами Театра на Таганке

Jul 27, 2014 18:34

23 апреля 1964 года сорокасемилетний молодой режиссер Юрий Любимов основал свой театр, ставший известным как Театр на Таганке. Справедливости ради надо сказать, что Юрий Петрович пришёл не на пустое место, в старом Театре драмы и комедии уже служили интересные актёры, но в целом это было довольно унылое культурное заведение, которому Любимов подарил новую жизнь. Прошли годы, Таганке стукнул полтинник, Любимова уж нет здесь, а по окончании юбилейного сезона принято решение закрыть театр на ремонт. Этот сюжет - о некоторых недавних событиях в театре и исторических интерьерах, которые неизбежно изменятся в ходе реконструкции.







Фотопроект "Город на память" второй раз обращается к таганской теме. Для тех, кто не видел тот архитектурный сюжет, продублирую вступительный текст об истории театра. А дальше будут свежие новости.

"Молодёжный театр на Таганке, созданный Юрием Любимовым, продолжает традиции революционного театра - традиции Маяковского, "Синей блузы", Всеволода Мейерхольда, Бертольта Брехта. Тонкий психологический диалог, театр теней, кинематограф, пантомима, эстрада, игра света - всё слилось в необыкновенном сплаве, раскалённом энтузиазмом молодых артистов. Он очень молод, этот театр. Он делает лишь первые шаги. Но эти шаги решительные. И пусть они твёрдо звучат в нашем искустве!"
Александр Свободин, театральный критик ("Кругозор" № 6 1965 г.)




Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году в здании бывшего электротеатра (кинотеатра) "Вулкан" 1911 года постройки (архитектор Г.А.Гельрих), главным режиссёром стал Александр Плотников. В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы и в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, должность главного режиссёра доверили Юрию Любимову.



1966-1970 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/4614

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б.Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева. Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр были зачислены Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, а в конце 60-х - Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов.

Под руководством Любимова Театр драмы и комедии на Таганке сразу же приобрел репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими констукциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. Само название театра со временем стало короче: Театр на Таганке.

На некоторые спектакли практически невозможно было купить билет, рассказывают, что театралы с вечера занимали очередь в кассу. В репертуаре театра в первые годы были поэтические представления «Товарищ, верь…» (по А.Пушкину), «Послушайте!» (по В.Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е.Евтушенко), драматические постановки "Десять дней, которые потрясли мир" (Дж.Рида), «Мать» М.Горького, «Что делать?» Н.Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Дом на набережной» Ю.Трифонова.

Народ на таганские спектакли ломился, а вот идиллические отношения между художником и чиновником быстро сошли на нет. Главный режиссёр Юрий Любимов не собирался прогибаться и власть употребила силу: новые спектакли не разрешали, гастроли отменяли. Помимо претензий к репертуару искусствоведам в штатском не нравилось участие в спектаклях Владимира Высоцкого - поэта, исполняющего под гитару собственные песни весьма сомнительного содержания. Хотя сам Высоцкий скромно отвечал в интервью, что "без Театра на Таганке не было бы Высоцкого", он был краеугольным камнем в любимовской постройке, исполнителем главных ролей в лучших спектаклях: "Гамлет", "Вишнёвый сад", "Жизнь Галилея", "Пугачёв" и других. Несмотря на все трудности, 1960-1970-е годы стали золотым веком Таганки.

В начале 1970-х было принято решение о реконструкции театра. Хотя стройка началась в 1972 году, открылась новая сцена только в апреле 1980 года. Причиной долгостроя послужили и недостаток финансирования, и нехватка стройматериалов, и корректировка планов Любимовым. Театральный комплекс на Таганке (архитектор Юрий Гнедовский) был удостоен Государственной премии СССР. В итоге удалось сохранить и старый театр, и пристроить к нему здание из красного кирпича с новой сценой. Любимов как будто предчувствовал, что в театре позднее начнутся скандалы и труппа разделится надвое. А тогда Высоцкий пел про кирпичики, которые "напоминают всем казённый дом". После смерти Высоцкого театр переживал смутные времена, его словно преследовал злой рок.



28 июля 1980 года. Прощание с Высоцким: http://oldmos.ru/old/photo/view/74553



Памятник во внутреннем дворе Новой сцены



Гримёрный столик Высоцкого

Таганку 1980-х годов кто-то из артистов назвал "террариумом единомышленников". Юрий Любимов конфликтовал с властями и в 1984 году был лишён советского гражданства. Труппа Таганки ждала его возвращения и бойкотировала известного режиссёра Анатолия Эфроса, которого назначили вместо Любимова. В 1987-1989 годах театром руководил Николай Губенко, способствоваший возвращению Юрия Любимова на Родину. Но и здесь не обошлось без конфликтов, в 1992 году театр разделился на любимовский "Театр на Таганке" (старая сцена) и губенковское "Содружество актёров Таганки" (новая сцена).

В 1990-2000 годы патриарх отечественного театра Юрий Любимов поставил десятки спектаклей "Живаго", "Театральный роман", "Шарашка", "Хроники" Шекспира, "Евгений Онегин", "Фауст", "Медея" и другие. В спектаклях заняты молодые актёры, а театр гастролирует по всем странам мира. Памяти легендарного артиста и поэта посвящён поэтический спектакль "Владимир Высоцкий", поставленный в 1989 году.

С тех пор много воды утекло, сменился репертуар, ветераны сцены уступают места молодым талантам, но Таганка по-прежнему любима столичными зрителями и представляет на их суд свежие премьеры.




О грустном. 30 марта 2013 года ушёл из жизни художественный руководитель Театра на Таганке Валерий Сергеевич Золотухин.










Таганка образца 2014 года - такой же молодой театр, как и полвека назад: новые лица, новые постановки. А славное прошлое здесь не забывают, вот 10 февраля в фойе открылась выставка таганских программок из домашней коллекции театралов Боуденов. С 1968 года супруги Белла и Борис Боудены и их дочь Янина в качестве зрителей ходили на таганские спектакли и оставляли на память программки, не забывая помечать на полях, понравился спектакль или нет. Так в домашнем архиве собрался почти весь репертуар Театра на Таганке, за исключением разве что "Гамлета", на этот спектакль попасть было ну очень трудно.







На открытие экспозиции заглянул один из старожилов этого дома - Феликс Николаевич Антипов. Он пришёл в театр в 1968 году после окончания Щукинского училища и связал свою творческую судьбу с Таганкой. В его послужном списке десятки спектаклей, включая того самого культового "Гамлета".




Феликс Антипов о юбилее Таганки: Понимаете какая вещь, всё невеселье складывается из определённой позиции Юрия Петровича Любимова. Но с другой стороны, это праздник, который важен для всех, - людей, которые приходили сюда десятилетиями, любили Таганку. Многие сотрудники театра работают здесь по тридцать-сорок лет и они имеют право на праздник.

Готовится очень интересная вещь, которую придумал Влад Маленко,- "Таганский фронт". Это с большой энергией делается. Праздник у нас состоит из работы. Конечно, грустно, если Юрий Петрович не присоединится к этому празднику, но думаю, он до сих пор чувствует, как мы преданы этому делу, этой службе.

Я думаю, преемственность в театре сохранилась. Те спектакли, которые сейчас ставят, - это всё таганские проявления и это здорово. Совсем юные ребята так серьёзно и талантливо играют. И вообще в московских театрах много нового происходит, неожиданного, смелого.




А всё, что осталось на память о прожитых пятидесяти годах, сохранено в театральном архиве, которым заведует Светлана Леонидовна Сидорина:

"В Театр на Таганке я ходила как зритель ещё в школьные годы. А потом стала здесь работать. С 2006 года я создаю цифровой архив театра, это не только официальные документы, но и афиши, тексты пьес, всё, что связано с театром. После смерти артистов родные передают фотографии, которые они собирали. Фотографии бывают очень старые, даже трудно определить из какого спектакля сцена. В архиве собрано много видеозаписей спектаклей.

Театральный архив не имеет официального статуса. Когда был создан музей Владимира Высоцкого, произошло стихийное деление посвящённых ему архивных материалов. К сожалению, если что-то попадает в государственный архив или музей, у них сложно это потом получить для популяризации театра. Жуткие усилия приходится прикладывать, чтобы добыть материалы в РГАЛИ (Российский архив литературы и искусства). Театр их передал на время, материалы так и не вернули и теперь мы подписываем кучу договоров и тратим кучу денег. И то же самое музей Высоцкого. Вениамин Смехов не смог ничего у них получить, когда снимал сериал "Театр моей памяти", хотя в этих передачах он рассказывал о Высоцком да и просил простой реквизит из "Гамлета", чтобы оформить студию.

Театральные костюмы и реквизит в архив не переходят, хранятся в костюмерном цехе при определённых условиях, их чистят, чинят, обрабатывают. Есть мемориальные костюмы, они иногда используются на выставках.




В фойе стоит фонарь из спектакля "Мёд" по поэме итальянского поэта и художника Тонино Гуэрра. Это его работа, она была на выставке "Латерны Толстого" в Пушкинском музее. Гуэрра сделал несколько больших фонарей и фантазировал, что каким-то из них станционный смотритель мог освещать путь Толстого, когда тот ушёл из дома. По окончании выставки художник подарил один из фонарей Юрию Любимову на 90-летие. Вскоре Любимов поставил спектакль "Мёд", где использовал оригинальные мозаики Гуэрра, рисунки на ткани и этот фонарь. Пока его можно увидеть в фойе, но, возможно, его заберут как собственность Любимов или наследники Гуэрра."













По соседству с архивом находится бутафорский цех. Здесь работают мастера, способные изготовить из подручных средств любые декорации и реквизит будущего спектакля.




Виталий Иванович Прусаков пришёл в театр в 1972 году и с тех пор работает художником-бутафором. Как рассказал Виталий Иванович, очень интересно было сотрудничать с театральным художником Давидом Боровским, это был тактичный и благородный человек, очень талантливый. "Преступление и наказание", "Гамлет", "Мастер и Маргарита"... Сценографию этих и других спектаклей предложил Любимову Давид Боровский. У него всё было заранее продумано и сходилось, он не предлагал неосуществимых идей. Создание декорации начинается с эскиза и воплощается мастером из дерева или металла. В небольшой театральной мастерской изготавливают малые формы, большие декорации заказывают отдельно.







На наших глазах рождался фанерный наполеоновский герб для спектакля "Гроза двенадцатого года". Мастер с сожалением вспоминает о спектаклях прежних лет, которых уже нет в текущем репертуаре. "Декорации уходят в небытие, остаётся только память",- говорит Виталий Прусаков. Все спектакли были прекрасны, была единая талантливая команда, которой управлял Юрий Петрович. Любимов лично принимал изготовленные декорации и реквизит, если возникали разногласия, с главным режиссёром можно было слегка поспорить и принималось действительно лучшее решение. Все знали и чувствовали его стиль, направление мысли, это было в крови.



















Культовое место - кабинет главного режиссёра театра. Под потолком - одна из гитар Владимира Высоцкого, на стенах автографы гостей Юрия Петровича Любимова, коллекция собралась более чем уникальная, вряд ли здесь когда-нибудь станут делать ремонт. К сожалению, разлад произошёл не только между Любимовым и Губенко, но и между Любимовым и собственной труппой. Мэтр покинул театр и даже не пришёл на юбилейные торжества.



















Прогуляемся по пустынным фойе и зрительному залу















































































А вот что рассказал накануне юбилейных торжеств артист Театра на Таганке, режиссер, писатель Вениамин Смехов:

Мне надо было зарабатывать, я показался в нескольких театрах и стал артистом Театра драмы и комедии. Там были чудесные актеры, но театр был никакой, в него силком завозили из соседних колхозов людей, чтобы выполнять нормы культурного обслуживания населения.

"Добрый человек из Сезуана" - это нарушение правил театрального тона. Вообще нет занавеса, нет бутафории и декораций, но есть образ. Любимов реабилитировал то, чем была сильна эпоха русского авангарда. Любимов шёл дальше, минуя время, отстраняя кого-то, забывая кого-то, сплетни, слухи, интриги - всё было, а он делал своё дело. Такое было предназначение человека. И он вышел к открытиям. В театре не было перерывов на сон, такое впечатление, что мы работали по двадцать часов и это было в радость.

Любимов не мог объяснить, он не философ, это Товстоногов был философ. Любимов прежде всего творец. У театрального перекрёстка есть слагаемые: живопись, музыка, графика, слово, поэтика. Любимов ничего в этом не понимал, даже писал с ошибками, ставил запятые через каждое слово, как ему хотелось. У него не было слуха. Но знаменитые музыканты про него говорили: "На его спектакли ходить интересно, он угадывает, как расположить звуки, чтобы они создавали гармонию". Он мыслил гармонично. Он привлекал к работе замечательных художников, в первую очередь Давида Боровского. И художники льнули к театру: "Он разговаривает декорациями". У него было необыкновенное чутьё обратить схему в жизнь и она бьётся на сцене, как сердце. Он заводил всех, и мы были заводные. Главное - он создал феномен поэтического театра, необыкновенный уровень искренности.

Помню наш вечер с Высоцким и Золотухиным в Физтехе, самом мощном нашем университете, мы читали стихи из спектаклей Таганки. И как эти отпетые молодые учёные ошарашенно внимали нам, аплодировали, как они реагировали на стихи! Ни в какой другой стране нет такой отзывчивости на поэтическое слово. Поэзия спасительна во все времена нашей несчастной истории.

Давид Боровский назвал Любимова гением коллективного труда. Сказано не без юмора, но это правда. С первого дня опорой были люди, невероятно важные для истории нашей культуры: Шостакович, Эрдман, Карякин. Любимов собирал людей, умел слушать и слышать, у него не было ничего случайного, всё одно к одному. Для Любимова в театре все были равны, все играют главную роль - машинисты сцены, осветители, звуковики, монтировщики, бутафоры, реквизиторы. И каждого из нас, актёров, он разгадал: всё на сцену, кто умел кувыркаться - кувыркался, у кого есть талант слышать и воспроизводить - пели песни, во мне Любимов угадал тягу к режиссуре. Это была мастерская театрального всемогущества и мы все становились соавторами.

Потом история надломилась, Любимов стал изгнанником, с ним разделались. Таганку в том значении, которое она имела для специалистов, для мировой театральной археологии, сейчас уже никто не воспринимает.
(Текст записан 17 марта 2014)




Режиссёр Влад Маленко представляет поэтический спектакль "Таганский фронт": Это тотальный театр, театр-метафора, здесь звук перетекает в слово (это изобретение Любимова, но и причастность к древнегреческому театру). Этот спектакль готовился, как в лучшие годы,- репетировали с утра до вечера. Это спектакль о людях Таганки, не только о Любимове и Высоцком, но об Эрдмане, Боровском, Золотухине, Шнитке...





































9 и 10 мая 2014 в Театре на Таганке сыграли премьерные спектакли "День Победы". "Этот спектакль - не о войне. Мы не историки и не собираемся заступать на эту территорию. Пьеса - про наше поколение, про то, как люди сегодня воспринимают войну. Вспоминая наших близких, мы стараемся найти в себе подлинное отношение к войне",- говорит автор пьесы "Сны о войне" Михаил Дурненков.










13 мая 2014 во дворе Театра "Содружество актёров Таганки" прошла читка новых пьес, которые режиссёр Влад Маленко планирует поставить к началу осеннего театрального сезона. Тема новых постановок - события на Украине глазами очевидцев. Литераторы и актёры представили пьесы "Прощение Славянска" (документальная пьеса Алексея Шмелёва) и "Севастополь"(пьеса Ивана Купреянова по мотивам "Севастопольских рассказов" Льва Николаевича Толстого). Алексей Шмелёв недавно побывал в Славянске, Краматорске, Донецке и записал свидетельства очевидцев о происходящих событиях. В его пьесе только факты и живые голоса живых людей. Иван Купреянов взял за основу классику Льва Толстого, дополнив "Севастопольские рассказы" актуальными современными цитатами. По словам Влада Маленко, третьей постановкой станут "Одесские рассказы" Исаака Бабеля.




Увы, уже много лет здесь существуют две труппы, разделённые железной дверью между двумя зданиями, - Театр на Таганке и Театр "Содружество актёров Таганки" и, по мнению художественного руководителя "Содружества" Николая Губенко, объединение двух коллективов невозможно. Хотя то, что Николай Николаевич впустил непримиримых друзей на свою территорию, оставляет надежду на потепление отношений.




И вот сезон 2013/2014 завершён, впереди новые испытания для труппы. 25 июля на старой сцене сыгран последний спектакль перед закрытием театра на ремонт. Название компании подрядчика, сроки работ и детали проекта будут обнародованы после подведения итогов конкурса. Пока известно, что город готов потратить на ремонтно-реставрационные работы около 160 миллионов рублей. По словам директора Театра на Таганке Владимира Флейшера, 12 репертуарных спектаклей будут играться на сценах двух московских дворцов культуры, состоятся гастроли театра по российским городам.







Музыкант Сергей Летов: "Перед спектаклем состоялось собрание, директор поздравил с окончанием юбилейного сезона и сообщил, что театр закрывается на ремонт. По существу закончен определенный период в жизни, связанный с театром на Таганке, куда я пришел в 1996. Играл я поначалу в буфете - спектакль "Москва-Петушки", потом на Малой сцене - "Марат и маркиз де Сад" (и на Большой - куда перенесли спектакль после Авиньонского фестиваля), в этом году - "Таганский фронт". Восемнадцать лет... После спектакля актеры долго не уходили за кулисы во время поклонов. До смешного и неловкого… Надеюсь, публика понимала наши чувства. Придется ли выйти на эту сцену еще?

Потом, когда монтировщики опустили мост, собрал инструменты и не удержался, чтобы не погладить рукой заднюю стену сцены, пол... Эх..." - http://sergey-letov.livejournal.com/


Город на память, Театр на Таганке

Previous post Next post
Up