Жизнь Маюм, рассказанная Чокьи Ньимой Ринпоче.
Это то, что я знаю о моей матери, и то, что мне было поведано другими людьми, которые знали её. Когда она была молода, то имела любящее сердце и действительно заботилась о благополучии других. Она любила помогать бедным людям и животным. Это было одно из её основных детских качеств. Особенно она заботилась о Законе Кармы и была очень осторожна в самых мельчайших своих действиях. Будучи еще совсем молодой, 13 или 14 лет, она получила учения в Тибете от разных учителей и начала предварительные практики нёндро. Она продолжала выполнять нёндро даже во время пребывания в Сиккиме и когда приехала в Непал. Если мы сосчитаем их все, то она завершила 500.000 аспектов практики нёндро тринадцать раз. В дополнение к этому, она занималась многими садханами и повторяла многие мантры. Кратко, мой отец сказал мне, что никогда не видел, чтобы она тратила и единого дня; она всегда выполняла какие-то практики.
Моей маме очень повезло получить учения от моего отца Тулку Ургьена, и особенно от Его Святейшества 16-го Кармапы. От Второго Джамгона Конгтрула, по имени Палден Кхьенце Осер, она получила множество различных учений, устных передач, инициаций и, в особенности, учения ума. К тому времени она обрела полную уверенность в своей практике и с тех пор не имела сомнений в своём понимании природы будды, так что её доверие, преданность и сострадание всегда возрастали.
Она так же получила учения от Шечена Конгтрула и Дилго Кхьенце Ринпоче. Обычно, когда бы она ни увидела этих учителей, то подносила одну вещь - токбул - что означает «подношение собственной реализации». Она имела очень глубокое уважение к своим учителям, особенно к 16-ому Кармапе. Однажды она попросила его о встрече, чтобы поднести ему токбул. Я присутствовал на этой встрече. Мы заперли дверь, и она говорила очень открыто. Она не была застенчива или напугана. Она очень прямо описывала свои разные медитационные переживания, такие как переживания блаженства, ясности и отсутствие мыслей. Я так же был свидетелем этого её подношения Дилго Кхьенце Ринпоче. Она сказала мне, что так же поднесла это Палдену Кхьенце Оcеру, и он был очень доволен. Он был её коренным гуру, Второй Конгтрул, кто так же был учителем 16-го Кармапы.
Короче, моя мать накопила большое собрание заслуг с опорой. Она любила строить монастыри, и её главным желанием было создать место для монахов и монахинь для их серьезного обучения и практики. Кто бы её ни навещал, она всегда давала этот совет : «Пожалуйста, делай начитывания». Вчера два непальца пришли рассказать мне, что однажды моя мать сказала молодой непальской девочке: «Просто начитывай мантру Тары, несколько мала каждый день. Даже если ты не знаешь много о практике, просто чувствуй преданность к Таре. Для тебя это будет очень хорошо. У тебя не будет никаких препятствий в этой жизни и ты получишь хорошее перерождение». Таким образом, моя мать давала разную помощь и учения людям.
Например, молодая американка посетила Непал несколько лет назад. Она интересовалась Дхармой, но не хотела принимать прибежище от Ламы-мужчины. Она хотела учителя-женщину. Ей нравилась моя мать, и она приходила к ней много раз спросить, не даст ли она ей прибежище, но моя мать сказала: «Нет, это неправильный путь. Ты должна пойти и увидеть этого Ламу, того Ламу». Американская девочка сказала: «Если ты не дашь мне прибежище, то я вообще его не приму». Так что моя мать дала ей прибежище и учения. В те дни американская девочка была довольно молода и мне казалось, что она в итоге выполняла какие-то практики. Она вернулась в Америку, так что я не знаю, чем она занимается теперь. Это всего лишь простой пример.
Благодаря сочетанию преданности, заинтересованности и сострадания, моя мать смогла реализовать свою природу будды. Она практиковала многие годы, и когда её болезнь проявилась ужасной болью от рака, она не произнесла ни единого слова жалобы. Мы все спрашивали, как облегчить её трудности, но она никогда не говорила и слова о своей боли. Вместо этого, часто она была довольно расслаблена.
Большую часть дня с ней была монахиня, но однажды утром на несколько минут монахиня вышла из комнаты. Когда я зашел в комнату своей матери, мы были одни, и я мог видеть, что она плачет. В её глазах были слезы, рука дрожала. Я был немного расстроен. Я подумал, что возможно она умирает или что она сильно беспокоится. Я спросил её: «Мама, через какие страдания ты проходишь? Скажи мне правду». Она сказала: «Я вовсе не страдаю». Я спросил еще раз, но она не ответила. Третий раз я спросил, и она сказала: «Я так счастлива, что плачу. Все волосы на моем теле встали дыбом и слезы заполнили глаза, потому что мой коренной гуру, Палден Кхьенце Осер, появился предо мной и сказал: "Благодаря практике, которую ты совершила до нынешнего момента, мой ум и твой стали едины. Теперь приходит конец этой жизни, но когда твоё время выйдет, твой ум и мой действительно смешаются, как один". Это лишь один пример. У неё было много подобных переживаний на протяжении болезни.
Однажды она сказала мне: «В момент, когда ловушка моего материального тела распадется на части, я вылечу как птица вырывается из западни».
Многие великие мастера приходили повидать её во время болезни. Дилго Кхьенце Ринпоче пришел, и она сказала ему: «Теперь моё время пришло. У меня нет никакой привязанности. Когда я была совсем молода, я боялась смерти, и вот почему я практиковала так усердно. Теперь я прибыла к моменту смерти. Я слышала, что лучший практикующий счастлив умереть. Следующий лучший - бесстрашен. И наименьший не должен иметь сожалений. У меня нет страха, у меня нет сожалений. Но это не только благодаря моим собственным заслугам, но благодаря доброте моего коренного гуру. Что я должна испросить у вас, Ринпоче? Ваше Святейшество, я прошу, чтобы вы оставались в этом мире ради Дхармы. Если ваша жизнь будет долгой, то она принесет большую пользу, прямо и косвенно, всем живым существам. Моя церемония долгой жизни для вас всего лишь просьба, чтобы вы и все держатели линии оставались на благо других. Я с удовольствием возьму на себя любые физические препятствия, которые вы или кто-либо из держателей линии может иметь, чтобы вы были свободны от этого». С этим она поднесла Кхьенце Ринпоче длинный белый шелковый кадак. Его Святейшество взял её руку и сказал: «Я могу гарантировать, что в момент смерти ты станешь неотделима от Гуру Ринпоче на Славной Медноцветной Горе». Она ответила: «Я увижу вас там».
Однажды Трулшик Ринпоче сказал мне, что действительно уважает мою мать и хотел бы прийти и повидать её. Мы подумали: «О, это очень любезно». Трулшик Ринпоче сказал ей: «С одной стороны, мы все очень опечалены, потому что у тебя плохое здоровье, но с другой стороны, мы все гордимся, потому что ты провела всю жизнь в серьезной практике, и у тебя возвышенный ум. Мы действительно уважаем тебя. Пожалуйста, помолись за меня».
Моя мать ответила: «Моя вера в вас сильна, потому что вы перерождение Вайрочаны. Я бы хотела получить Цик Сум Недек от вас сегодня». Трулшик Ринпоче ответил: «Нет, нет. Не нужно». Но она сказала: «Да, мне это нужно. Пожалуйста». Так, Трулшик Ринпоче очень просто и прямо передал ей Цик Сум Недек. Моя мать поднесла белый шарф и токбул и попросила его оставаться в этом мире помогать существам. Трулшик Ринпоче сказал: «Тулку Ургьен Ринпоче это Гуру Ринпоче, а ты Еше Цогьял. Я не просто говорю ласковые слова. Я знаю, что это правда. Ты просто меняешь свое тело. Ты освободишься».
Чатрал Ринпоче так же пришел её повидать. Она была очень ему предана. Она попросила его о ванге Ваджрасаттвы и об учении "Четыре части без трех". Это конечный взгляд Трекчо. Он учил длительное временя. К сожалению, мы не записали их на пленку, но возможно он бы и не хотел, чтоб они были записаны. Тем не менее, учение было очень длинным и ясным. Наконец, Чатрал Ринпоче объявил: «Хорошо, теперь давай смешаем наши умы. Покойся в равности». Мы все знали, в особенности врачи, что моя мать была очень слаба, но в тот момент она произнесла слог "А" очень энергично. Ее глаза были полностью открыты. Не было никаких заметных свидетельств испытываемых болезненных ощущений, наоборот, она выглядела очень расслабленной. Я поглядел на свои часы. Она пребывала в этом состоянии целых пять минут. Вдруг я забеспокоился, что она могла возможно и умереть. Я подумал: «Что могло случиться?» Я взглянул на Чатрала Ринпоче - он просто сидел рядом в медитации. Это меня успокоило и я осознал, что нам всем сейчас следует оставаться в состоянии ригпа.
Спустя пять минут она "вернулась обратно". Она продолжала пребывать в рассмотрении "четырех частей без трех", не говоря ни слова. Впоследствии она заговорила и поблагодарила Чатрала Ринпоче. Он ответил: «Я очень рад, что ты поняла это учение. Я знал, что ты хороший практикующий, но я не представлял, что у тебя настолько высокий уровень осознавания. Сегодня я увидел это, я уважаю тебя за это и горжусь возможностью знать тебя. Ты замечательный пример для каждого».
Позже Чатрал Ринпоче присоединился к моему отцу и ко мне в другой комнате на обед. Мы ели и общались более часа. Мой отец не задавал много вопросов, а я спросил Чатрала Ринпоче: «Что случилось? Что пережила моя мать?». Он очень серьезно поглядел на меня и сказал: «Она пережила прекрасный опыт. Ей удалось смешать воедино пространство и осознавание. Только самые передовые практикующие способны на это, особенно на фоне сильных болей и серьезных заболеваний. Только сегодня я осознал, что Юм Кушо-ла является таким опытным практикующим. Это хороший пример для всех нас. Теперь наблюдай, удивительные знаки будут являться и далее. Было бы неплохо, если бы любой имеющий отношение к Юм Кушо-ла пришел встретиться с ней, предложив ей белый шарф, совершив простирания, и попросил бы смешать свой ум с её».
Чатрал Ринпоче никогда не давал учений моему брату или мне, но он обещал моей матери, что научит всему Чоклинга Ринпоче и меня. Теперь, когда Чатрал Ринпоче был здесь, чтобы увидеть её, он сказал мне: «Я обещал твоей матери дать тебе учения. Мы должны оба договориться о времени и месте. Ты можешь сдать мне экзамен, и мы проясним всё на 100%. Я действительно уважаю и люблю твою мать. Это было её последнее желание, так что я уступлю». Было так мило, что она договорилась об этом для нас.
За неделю до ухода моя мать пригласила Тулку Ургьена, членов нашей семьи, меня и несколько монахов в её комнату. Каждому из нас она презентовала кадак. Её дыхание было очень слабым и затруднительным, но неожиданно ей стало лучше и её голос окреп. Некоторые из нас начали плакать, но она сказала: «Нет. Сейчас я не умираю. Всё непостоянно. Мы все это знаем. Но теперь я могу говорить откровенно, так что позвольте мне дать вам кое-какие советы. Во-первых, я хочу попросить Тулку Ургьена жить долго. Это очень, очень важно, чтобы каждый из вас хорошо о нём позаботился».
Затем она повернулась к моему брату, Чоклингу Ринпоче, и ко мне, и сказала: «Вы оба, предполагается, тулку. Кармапа распознал вас как эманации, что означает «высокое перерождение». Мы все уважаем Кармапу, но если вы не практикуете, это нехорошо. Кто вам это скажет? Только Мать скажет вам такое! Поэтому я говорю вам обоим хорошо практиковать. Вы не должны думать ‘Мне ничего не нужно делать. Я такой возвышенный. Я тулку.’ Не думайте так».
До нынешнего момента мы давали монахам лучшую заботу, которую могли предоставить. В тот день моя мать сказала Кунге и Намдолу, которые присматривают за нашими монахами: «Я знаю, что трудно руководить таким количеством монахов, но пожалуйста, продолжайте давать им хорошую еду и заботу. Никогда не скупитесь. Позвольте им учиться как можно больше. Сангха самый корень Дхармы. Если сангха хорошая, Дхарма распространится по всему миру и принесет пользу многим существам». Она сказала присутствующим монахам: «Поскольку вы выказываете мне такую любовь, вот что я должна вам сказать. Пожалуйста, изучайте и размышляйте над учениями. Всегда применяйте их на практике».
Юм Кушо-ла ушла тихо на утро 24 апреля. Мой отец, мой брат и я были в то время рядом с её постелью. Ей было 65.
Утро и полдень были проведены в молитве, когда члены нашей семьи и несколько монахов сидели подле неё. Лицо моей матери было расслабленным. Она была в очень высоком состоянии медитации под названием тхук-дам, которое проявляется, когда хороший практикующий встречает момент смерти. Ум задерживается в теле в течение этого периода созерцания, и само тело сохраняет тепло в области вокруг сердца, гибкость и румяное лицо.
Около 3:00 РМ совершенно неожиданно возник ливень и длился почти до захода солнца. В течение этого времени лицо Юм Кушо-ла изменилось. Она начала нежно улыбаться и показалась очень умиротвореной. Те, кто видел её, заметили на ней сияние. Как только очистилось небо снаружи, так радуга появилась над монастырем. Юм Кушо-ла оставалась в тхук-дам три дня.
Моя ученица, доктор Изабелль, на самом деле имела самый большой опыт пребывания с моей матерью во время её болезни, потому что Изабелль длительное время заботилась о ней - два или три месяца. Она знает всё, что имело место быть.
Доктор Журген из Германии посещал в то время моего отца и увидел мою мать, после того как она умерла. Ему очень хотелось понаблюдать, когда мы готовили её тело для кремации, с омовением и прч., так что я позволил ему войти в комнату в то утро. То, что он увидел, удивило его, и он сказал мне, что будет исследовать привычное состояние тела после смерти, когда он вернется в Германию.
Доктор Журген никогда не видел тело, которое было мертвым на протяжении трех дней. Все знают, что обычно после смерти тело очень жесткое. Журген был удивлен, что тело Юм Кушо-ла было необычайно гибким. Несмотря на то, что она не принимала никакой пищи более чем два месяца до смерти, она не потеряла вес, но сохранила свою обычную форму. Когда мы мыли её тело, верхний слой кожи отпал и открыл под собой красивую, твердую, белую кожу. Очень молодую и белую. На самом деле она выглядела очень красиво. Это тронуло наши сердца, и некоторые монахи плакали. Доктор Журген подумал, что это было очень знаменательно.
Более чем 1000 непальцев, тибетцев, западных людей, монахов и монахинь участвовало в церемонии кремации, проведенной в восточном крыле монастырского двора, где был возведен маленький белый чортен. Многие люди плакали, простирались и подносили кадак для Юм Кушо-ла во время похоронной пуджи, которую проводили Почтенный Чатрал Ринпоче, Почтенный Тенга Ринпоче, Почтенный Тарик Ринпоче и Почтенный Минлинг Дунгсе Ринпоче, как и мой отец, братья, я и наши монахи.
Раньше моя мать всегда была «моей матерью». Я любил её и уважал факт того, что она была хорошим практикующим. Но я никогда действительно не думал о ней, как о имеющей такой возвышенный ум. Может быть, это признак мужской гордости или сыновьей гордости. Но с того момента, как проявилась её болезнь, её поведение, вещи, о которых она говорила, учения, которые она давала всего в нескольких словах - всё затронуло наши сердца. Это внушило мне такую глубокую преданность, что я начал чувствовать, что это не просто моя мать, а мой Гуру. Я научился многому. Опыт помог моему собственному духовному развитию, переживанию и реализации. Теперь я счастлив иметь гуру-женщину.
Я молюсь, чтобы в будущем подход Юм Кушо-ла к жизни и её преданность практике Дхармы служили вдохновением для всех, кто слышал о ней, особенно для практикующих женщин.
перевод с английского: Katya Dechen
P.S. Часть текста, где упоминается Чатрал Ринпоче, начиная со слов "Чатрал Ринпоче так же пришел её повидать" и заканчивая "...и попросил бы смешать свой ум с её" взята из книги о Чатрале Ринпоче "Сострадание в действии" в переводе Елены Шерпы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1. 16-ый Кармапа
2. Второй Шечен Конгтрул - Палден Кхьенце Озер
3. Дилго Кхьенце Ринпоче
4. Трулшик Ринпоче
5. Тенга Ринпоче
6. Минлинг Дунгсе Ринпоче
7. Юм Кушо-ла и её сыновья Чокьи Ньима Ринпоче и Цикей Чоклинг Ринпоче
8. Чатрал Ринпоче, Тулку Ургьен Ринпоче, Юм Кушо-ла и маленький Пакчок Тулку
9. Юм Кушо-ла и её сын Чокьи Ньима Ринпоче
p.s. снимок Тарика Ринпоче не нашелся
оригинал
http://theyoginiproject.org/yoginis-her-story/tulku-mothers#tab-id-5