[Вангдрак Ринпоче просит Шераб Зангмо об учениях ума и наставлениях по медитации. Ей было 85 лет на время интервью.]
Шераб Зангмо: Что я могу сказать? Я не знаю, Ринпоче!
Вангдрак Ринпоче: Пожалуйста, это принесет пользу практикующим.
Шераб Зангмо: [читает строфу.]
С самого начала природа ума пуста,
Практикуйте естественно, свободно от фабрикаций.
Сильно молитесь своему ламе, всё время поддерживайте свой ум в сосредоточенном состоянии преданности, веры и чистого восприятия.
Вангдрак Ринпоче - Вопрос: Каково противоядие, когда возникает много концептуальных мыслей? Как мы должны медитировать?
Шераб Зангмо: Не пытайся остановить концептуальные мысли, но позволь им возникнуть. Знай их природу, молясь ламе, понимая, что ум ламы и собственный ум неотделимы. Покойся в природе мыслей, и таким образом они преобразуются.
Невозможно остановить концептуальные мысли, которые возникают, и если пытаешься остановить, они лишь увеличатся. Узри самую природу мыслей, как они возникают, молись ламе и покойся в медитации.
[В течение всего интервью Шераб Зангмо непрерывно начитывает молитву Цанг-Янгу Гьямцо, крутя свой молитвенный барабан.]
Мне было 16 или 17, когда я впервые приехала в Гебчак. В то время монастырь и все монахини были на попечении первого Вангдрака Дордже. Первый Цанг-Янг Гьямцо и Цогьял Ринпоче к тому времени оба скончались и у меня ни разу не получилось их увидеть.
В начале Культурной революции оставшиеся монахини и местные кочевники в области были вынуждены жить вместе в тесных коммунах. В течение тех дней я сидела в медитации на вершине горы в дневное время, и возвращалась в лагерь ночью спать. После того, как наша местная коммуна разбилась, я жила в доме своего брата и притворялась, как будто у меня нет ног и я не могу ходить. Таким образом никто не вынуждал меня работать, и я могла продолжать свою практику тихо в своем уме. В 1988 когда некоторая религиозная свобода была возвращена, я встала с кровати и удивила всех, делая обходы вокруг Дзонг-го Линга! С тех пор я продолжала свою практику медитации в пещере рядом с монастырем.
Вангдрак Ринпоче: Действительно, она та, кто провел всю свою жизнь в практике медитации. Даже при том, что сейчас ей 80, ее интеллект и ясность ума не ухудшились. Она вообще не испытывает страдания или дискофорта в своем уме, даже при том, что в ее теле присутствует некоторая болезнь. Она необычайна!
Она не дает долгих учений; всего несколько сущностных слов достаточно. Если значение было раскрыто, может быть дано обширное объяснение. Как учат: "Знание одного освобождает всё". Зная ум через практику, освобождается всё.
Шераб Зангмо:
[Шераб Зангмо произносит стих-мольбу к Вангдраку Ринпоче.]
Внешне владыка всех тантр, утверждений и наставлений,
Внутренне совершенный в каналах, ветрах и сущностях,
Он, кто достиг реализации Самантабхадры,
У стоп Вангдрака Дорже, я молюсь.
Вангдрак Ринпоче - Вопрос: В старые времена монахини в Гебчак брили головы? Я слышал, что это было чистое видение Цанг-Янга Гьямцо, что монахини носят свои волосы немного отросшыми, потому что они были практиками Тайной Мантраяны.
Шераб Зангмо: Да, все монахини носили волосы немного отросшими. Но я не думаю, что это традиция где-либо записана.
Вангдрак Ринпоче: У женского монастыря Гебчак исключительная система практики, в отличие от других женских монастырей, и практика самих монахинь Гебчак исключительна. Аду Ринпоче похвалил монастырь Гебчак и сказал, что трудно найти женские монастыри с таким же калибром практики.
Шераб Зангмо теперь последняя монахиня, оставшаяся от раннего поколения монахинь Гебчак. Нам очень повезло иметь шанс гостить у нее и получить её учения.
Шераб Зангмо: Раньше, когда я медитировала, я думала, что практикую шаматху. Когда я обсудила свой медитационный опыт с моими ламами, они сказали мне, что это была не шаматха, а непосредственное распознавание природы ума.
[Она произносит другую строфу.]
Поддержание подлинного естественного состояния,
Практика, свободная от умопостроений.
Вангдрак Ринпоче: Вся Дхарма заключена в этих двух строках.
Шераб Зангмо отказывается учить какой-либо Дхарме. Она говорит, что ей нечего объяснить о том, что является или не является истинной природой ума. Когда мы осознаем истинную природу без попыток остановить то, что возникает в уме, искренне молясь ламе, чей ум неотделим от нашего ума, постоянно развивая любовь и сострадание ко всем существам...это и есть Дхарма.
Эти наставления те же, которым она учила в прошлом году.
Шераб Зангмо:
Сохраняйте независимость через собственную практику поддержания естественного состояния ума,
Защитите пожелания других через практику любви и сострадания.
Вангдрак Ринпоче: Когда дело доходит до практики, помимо этих двух строчек нет нужды что-либо говорить. Есть много историй существ, которые реализовались спонтанно, как например Король Индрабхути, который был освобожден просто через получение посвящения, или реализация Арьядевы, когда Нагарджуна ударил его по голове ботинком. Для них, помимо этих простых введений, ничего не нужно было объяснять. Есть много текстов учений Будды, облеченных в слова, но для осознания в них нет нужды. "Знание одного освобождает всё".
P.S. Надеюсь в переводе не было допущено ошибок, искажающих смысл.
Оригинал:
http://gebchakgonpa.org/gebchak-nuns/interviews-with-nuns/sherab-zangmo/