Скупой платит дважды, или работа по приоритетам

Sep 23, 2008 01:00

Настал черёд написать матюгалку про жадных дядь.
Сподвигнули меня на это дело таковые дяди с моей нынешней работы. Раньше что-то такое в мозгу крутилось, а тут, благодаря им, оформилось. Спасибо.

Вот есть классная, в принципе, вещь - приоритизация задач. То есть - важное мы делаем в первую очередь, менее важное - потом. Таким образом, клиент получает желаемое быстрее. Ну, как бы понятно - он за результат деньги платит, а не за программистские изыски. Вроде бы - зашибись. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Во-первых, есть определённая категория граждан, которых вот это «расставление приоритетов» делает глубоко несчастными. Точнее, они и раньше были несчастными - но решили, что это из-за того, что они не умеют правильно распорядиться своим временем. Поэтому они - фанатики религии приоритетов, со всеми атрибутами религиознутых людей. Теперь они не только несчастны, но ещё и заняты по уши. Сколько раз я наблюдал людей, которые умеют распоряжаться своим временем - у них это получалось непринуждённо, как-то само собой, что ли. А есть люди, которые почему-то постоянно талдычат окружающим о неустанном повышении своей эффективности - но их постоянно хочется спросить: «дружище, что же ты такой замордованный и нервный?». «Работаю по приоритетам, составил себе план и выполняю его» - и затравленно улыбается. Нет, план, конечно, должен быть, но…есть же какой-то предел.

Ладно, я что-то увлёкся. К чему я это? А к тому, что не дай Бог такого начальника.

Брайан - мой начальник. Целый день он занимается, как он полагает, работой. Работа в его понимании заключается в попытке одновременно делать десять дел. Естественно, ни одно из них у него при таком подходе толком не получается. Он не дописывает вам почту, потому что он опаздывает на совещание - и поэтому оставшуюся часть он рассказывает вам устно, убегая с ноутбуком, путаясь то в проводах, то в шнурках, которые он вечно забывает завязать. Естественно, про самое важное он вам не расскажет - потому что уже и сам забыл. В результате вас наверняка ожидает приятный сюрприз :-)

А всё дело в том, что у Брайана нет времени. Говорит он быстро, нервно, сбивчиво и отрывисто - нужно работать. Походы к программистам он совмещает с беседой с архитектором и печатью документов на принтере - надо экономить время. Конечно, в результате он всё перепутает. Зато быстро справился!
Если он собирается завести с вами разговор, он летит к вам, при этом громко зовёт сразу всех, чтобы не ошибиться. Тему разговора он вспоминает уже в процессе - ради экономии времени. После того, как половина коллектива уже пару минут пытается понять, хотя бы к кому он обращается, и чего хочет, он вдруг вспоминает, что опять опаздывает, извиняется, и убегает.

Поскольку у Брайана нет времени, у вас его тоже нет. Поэтому вы должны сосредоточиться на выполнении своих прямых обязанностей и не умничать. А прямых обязанностей всегда выше крыши - потому что, как нетрудно догадаться, большинство проектов находится в плачевном состоянии. Почему? Потому что у Брайана не было времени.
Поэтому на первых порах ни в одном проекте не делали code review.
Да и зачем его делать, если багов нет? Конечно, нет - ведь нет ни одного теста, да и общий функционал в QA попал только неделю назад…А до этого полгода лихорадочно писали код, ага. Бывшие С++ники, которые на Java пишут года два.

Между прочим, мне даже повезло с проектом. Канадский паренёк, у которого опыта - выше крыши, сел за вообще ужас-ужас. Поставлена цель - из говна сделать конфетку.
Первые два месяца, надо сказать, товарищ держался с честью. Рефакторил. Предлагал рационализаторские решения (опыта у него действительно очень много, редкий профи). Писал длинные письма о введении новых архитектурных паттернов (на которые никто не отвечал, поскольку контора специализируется по С++. Архитекторы в ужасе скрывались от канадца, который любил пристать к ним на кухне с рассуждением о новых технологиях). А в последние несколько недель на него уже жалко смотреть - чуть ли галстук не ест.

Нет времени записать интересное и важное решение в Вики - приоритет у других задач. Нет времени сделать нормальный рефакторинг - потому что приоритет у других задач. Нет времени поставить нормальный bug tracking tool - поэтому Брайан пару часов в день тратит на то, чтобы вбивать всё в Excel из старого и тупорылого Rational ClearQuest.
С распределением задач всё тоже просто, по-шариковски: взять - и поделить. То есть кучу задач из одной области раскидывают по людям, которые в данной теме вообще не работали. Конечно, в результате задержка на несколько дней. Зато задачи равномерно распределили.
Кстати, каждый программист должен в силу специфики работы установить сложную среду разработки. Чертовски сложную. Отладка занимает у новичка дня три (при условии, что помогают). Но никто до канадского паренька это не додумался описать в Вики. Вы уже поняли, почему - другие приоритеты.

С прискорбием должен отметить: если в проекте с самого начала «нет времени», и надо всё сделать «вчера», и так происходит в каждом проекте этого руководителя, это значит, что данный руководитель - ущербный дебил. Притом эффективный. Гнать надо в шею, и как можно быстрее.
То есть ему не приходит в голову то, что благодаря «быстрому запуску» той трухи, которая была написана с самого начала, ошибки в продукте будут жить вечно. И за экономию на начальном этапе компания в результате заплатит вдвое больше. Мне, собственно, грех жаловаться - исправлением данных ошибок я и зарабатываю на хлеб. Просто не люблю, когда что-то делают тяп-ляп.

В случае, когда нужен «быстрый старт», а уровень команды - около нуля, можно нанять несколько опытных людей в самом начале - которые создадут архитектуру, наладят процессы, обучат персонал. Но ведь это же бешеные траты! И потом - «всё можно сделать быстрее»!

Сделать выводы из текущей ситуации, конечно, нельзя - другие приоритеты.
В общем - жадность всегда наказывается. И это правильно.

З.Ы. А вот как раз сегодня в ЖЖ набрёл на рекомендацию книги "Как работать на идиота: преврати работу в радость!". Судя по описанию и отзывам - надо читать!

поучительные истории, работа, эффектологи

Previous post Next post
Up