Русофобия режиссёра Херманиса

May 19, 2012 22:21

Есть такой режиссёр в Латвии - Алвис Херманис. Похоже, кто-то вроде российского Марата Гельмана:




Рассказывает критик Гарри Гайлит:

Специально для тех, кто не знает, сообщаю: это тот Херманис, которого у нас ежегодно награждают титулом лучшего режиссера Латвии. Который получает престижные латвийские, европейские и даже российские театральные премии. И который обожает ставить русскую классику. За что все его очень хвалят.

Правда, недавно у него случился облом. Накануне референдума по русскому языку Херманис поразил честной народ, заявив, что русских, голосующих за русский язык как второй государственный, надо считать предателями (кого, чего он не уточнил). Народ изумился: как же так? Ведь он любит ставить русские пьесы…

Да, любит. Только странною любовью. К сожалению, русский зритель на них почти не ходит, и не знает, как эти пьесы ставятся. А у тех, кто в НРТ все же бывает, по-видимому, аберрация зрения. Они, то ли не замечают, то ли не хотят видеть сущую мелочь: в каждом такой постановке Херманис - когда тише, когда громче, а в «Онегине» просто оглушительно смеется над всем русским. Не случайно фигуранты его русских спектаклей всегда выставлены в комичном свете.

Скажу больше. Херманис - беспокойная душа. Славу «первого парня на деревне» он завоевал в поте лица своего. И прежде всего - русофобией, хитро камуфлируя ее под нежную любовь к русской драматургии. Именно за нее, за хорошо скрытую русофобию, Херманиса так ценят в Латвии, любят на Западе, а некоторые даже приветствуют в России.

Да что далеко ходить! Спектакль Херманиса с прямо таки академическим названием «Онегин. Комментарии» начинается с того, что на сцену выскакивает макака с шевелюрой и бакенбардами а-ля-Пушкин. На полусогнутых она прыгает по респектабельной мебели красного дерева, забирается на стол, жует банан и выискивает в шевелюре, не знаю блох или вшей, прикусывая их эфиопскими зубами. Всем своим видом она стремится внушить: я великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И для убедительности зачитывает зрителям список имен 113 своих любовниц.

Смотришь на это чудо-юдо и чувствуешь, как среди антикварной мебели и стоящей тут же почему-то неряшливо скомканной постелью начинает распространяться ядовитый душок простой батрацкой избы.

Это известная латышская беда. Советский Союз из сельских мальчишек и девчонок вырастил актеров, режиссеров и прочую интеллигенцию Латвии, а Евросоюз их снова превратил в свинопасов. Они не понимают, что в лаптях из хлева нельзя садиться за чистый барский стол. Стараясь замарать грязью достойного человека, скорей сам весь измажешься, но не факт, что унизишь другого. Поэтому актер НРТ Виллис Даудзиньш, изображая Пушкина вонючей обезьяной, азартно чешущей свою промежность, неожиданно вызывает огонь на себя. Зритель вместо Пушкина видит всего лишь, как незадачливый артистишка прилюдно занимается чем-то очень непристойным.

И когда вслед за макакой на сцене появляются женоподобный Ленский, томный гомик Онегин, а с ними Татьяна и Ольга Ларины, зритель эту компашку уже не воспринимает как пушкинских персонажей. После волосатой обезьяны, он ждет - ну каких еще монстров изобразят эти работнички сцены?... (Странно, но в НРТ не понимают одну простую, азбучную вещь: в театре есть черта, перешагнув которую, актер перестает изображать смешным своего героя, он уже сам себя выставляет полным посмешищем).

Между тем самец макаки вдруг вспоминает, что сочинил роман-поэму под названием «Евгений Онегин». Про двух баб, которых (надо думать, единственных после тех 113) ему не удалось оприходовать. Актеры в лицах начинают читать текст пушкинского шедевра. По-русски, слава тебе, господи, но нараспев, имитируя, наверное, манеру Бродского.

И кстати, оказывается, тогда на всем пространстве к востоку от Латвии, человечество еще не имело привычки мыть свои гениталии - боялись лишиться репродуктивной функции. Запах пота считался изысканней любых духов. Белье не стиралось. У русских женщин редкими были месячные, они постоянно беременели и рожали. Поэтому, если случались все-таки месячные, молодые дамы, выезжая в свет, мазали менструальными выделениями свои немытые шеи и за ушками, чтобы привлечь этим запахом кавалеров. Ну и т.д. и т.п.

Читать полностью.

фашизм, алвис херманис, деградация, искусство, латвия

Previous post Next post
Up