Интересное интервью с Чубайсом.
Мне понравились два момента.
Про русско-советскую идентичность (о которой я впервые написал в статье "
Райвису Дзинтарсу. От русских с любовью"):
Конституция 77-го года провозгласила: "Cложилась новая историческая общность людей - советский народ". Сложилась ли?
Этот вопрос был предметом серьезных дискуссий на нашем подпольном антисоветском семинаре в свое время. Мы выяснили, что да.
И что же эта общность из себя представляет?
Базовые социально-психологические установки у русского, украинца и белоруса очень близки, да и у казаха тоже. У узбеков, мне кажется, чуть иные, и у таджиков иные. Но, тем не менее, несмотря на очень серьезные этнические отличия, социально-психологические установки были близкими.
Когда в стране семьдесят лет лучших бьют по голове, причем первые сорок лет бьют насмерть, - это не может не сказаться. В стране сначала была уничтожена лучшая часть крестьянства - кулаки; потом - лучшая часть военных: Тухачевский, Блюхер...; потом - лучшая часть научной интеллигенции: тот же Вавилов...; и так - вплоть до 50-х годов - постановление о журналах "Ленинград" и "Звезда" - Ахматова, Зощенко... То есть поколение за поколением лучших уничтожали - это не может не сформировать совершенно определенное отношение к жизни у большинства граждан.
Я помню разговор в трамвае двух молодых людей лет двадцати пяти: "Слушай, ты где работаешь?" - "В НИИ таком-то". - "Сколько тебе платят?" - "120 рублей". - "Слушай, ты полный идиот. У тебя же что-то делать надо, а я работаю в институте таком-то, мне платят 110 - зато вообще ничего не надо делать!".
Это же фундаментальная вещь. Это отношение не только к работе - это отношение к жизни: ничего не делать в принципе - и что-то получать при этом, чтобы жить. Это штука очень серьезная, это основа исторической общности под названием советский народ.
Этот советский народ закончился вместе с Советским Союзом?
Конечно нет, ну что вы.
Прошедших двадцати лет недостаточно?
Конечно, недостаточно.
А когда он переведется?
Так ставить вопрос недопустимо. Начнем с того, что других народов у нас нет. И напомним себе, что мы - его часть!
Живой, живой - а как же вы думали-то, Анатолий Борисыч :-)
2. И про провал в поколениях:
Есть разлитое в воздухе ощущение, что вообще все советское как-то возвращается. И власть все сильнее мимикрирует под советскую, и общественная жизнь, и поведение каждого отдельного человека... Это особенно странно, что нынешнее активное поколение - это в значительной мере поколение 80-х годов рождения, которые "застоя"-то уже не помнят. Откуда что берется?
А вы заметили, что слово "шестидесятники" существует, явление много раз описано и исследовано, а слов "семидесятники" и "восьмидесятники" не существует? Не задумывались, почему?
Задумывался, но не придумал ничего.
А вот у меня есть своя версия ответа, тем более что это - мое поколение. Потому что их не было. Это два поколения, через которые переехала брежневская эпоха. Эпоха, когда ничего не происходило. Ничего не происходило ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в пятницу. Ни в этом году, ни в следующем. Ни через десять лет, ни через пятнадцать - ничего не происходило. А в 60-е происходило, и много чего. В моем понимании, пик советской власти пришелся примерно на середину 60-х. А с этого момента она стала "съезжать". Поворотный момент - 68-й год, ввод войск в Чехословакию. И в человеческом смысле, и в смысле экономики, в смысле промышленности, в смысле науки и техники, в смысле веры народа в свою страну.
Вот кто нас удивит, так это поколения 1990-х и 2000-х. Одно дело - какой-то там застой, а другое дело - Ничто. Застой - он хотя бы где-то, и чего-то. Он начинается и заканчивается. А Ничто - это бесформенное кубло хаоса, где все меры, ориентиры и отправные точки являются всего лишь очередной маской постмодернистского шута.