Кое-что о семинаристе-недоучке

Apr 25, 2011 13:50

Имел хорошее базовое образование, был 4-м в выпуске Тифлисской духовной семинарии, дававшей гимназический курс по предметам общеобразовательного цикла. Каких-либо эксгибиционистских наклонностей во время учёбы, приписываемых ему позднее, не проявлял, о чём свидетельствует двукратное заступничество церковных властей во время первых арестов. Вообще "бытового иконоборчества" не проявлял никогда и в 30-е годы выговаривал А.М.Василевскому за разрыв с отцом-священником; на восстановление отношений с православной церковью в 1941 году пошёл легко и быстро.

По духовным задаткам был склонен к гуманитарным предметам, истории, литературе, в молодости писал стихи, по шкале оценок 1980-х годов "на республиканском уровне", т.е. достаточно талантливо. В семинарии изучал иврит, эллинский, латынь. Степень владения первыми неясна, латинских авторов, особенно Тацита, знал хорошо, о чём свидетельствует академик Е.В.Тарле, общавшийся с ним в 40-е годы. Какой-то особый интерес к античности, и именно к римской, подталкивал его внимательно следить за трудами Р.Виппера. Этот нараставший специальный гуманитарный интерес незадолго до смерти прорвался в его личном вмешательстве в дискуссию по вопросам языкознания, где он резко и обоснованно обрушился на вульгарно-социологические схемы культурно-исторического процесса Покровского-Марра, -- вне этих внутренних пристрастий его вмешательство необъяснимо, искать в них иную, политическую подоплеку малоплодотворно.

Любимыми литературными авторами были Максим Горький, "Жизнь Клима Самгина" которого он перечитывал в разгар Московской битвы; Михаил Булгаков, в прозе которого он особенно ценил "Собачье сердце" и держал в своей библиотеке 3 экземпляра (1 рукописный), и из драматургии "Дни Турбиных", которых смотрел 15 раз в постановках разных московских театров наперекор заушательской критике Луначарского и Свидерского, "властителей дум" 20-30 годов. В то же время "Мастера и Маргариту" ставил весьма низко, считая это произведение подражанием гоголевской мистической традиции, набором талантливых эпизодов, не сложившихся в единое целое из-за слабости связующей философской канвы (и ей-ей, прав!). Испытывал интерес к творчеству Николая Эрдмана, в частных беседах неоднократно упоминая пьесу "Самоубийца" как превосходную.

Из поэтов сразу и исключительно высоко оценил В.Маяковского, которого В.И.Ленин, например, едва терпел; выделял Б.Пастернака -- и не за панегирики в свою честь; но особенно Арсения Тарковского, которого после войны резко отчитал за попытку перевести стихи "посредственного грузинского автора Иосифа Джугашвили" на русский язык как пустую трату ценного времени.

Крайне  рекомендую зачитать полностью. Спасибо камраду a_slavin  за наводку.

Итак, "семинарист-недоучка" знал латынь, иврит и греческий язык. Отлично разбирался в философии.
А вот что читает гражданин Медведев:

Президент России Дмитрий Медведев, как любой нормальный питерский интеллигент, читает много. Недавно у него появился iPad, и теперь он закачивает книжки туда. СМИ сообщали, что одно из новейших его приобретений - роман шведа Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона». Тут Медведев в своем увлечении не одинок. Книги Ларссона разошлись тиражом в сорок миллионов экземпляров и стали главными европейскими бестселлерами 2000-х годов.

Но это Медведев читает в «айПаде» и на отдыхе. А так-то президент предпочитает русскую классику. Список его любимых авторов открывается Чеховым (которого, к слову, предпочитал всем другим писателям и Ельцин), Буниным и Достоевским. Читает Медведев и современных авторов - Пелевина и Харуки Мураками.

Читаемая литература очень точно характеризует целеполагание человека, не находите?

черчилль, медведев, сталин, ссср, религия, история

Previous post Next post
Up