Белоруссия и новая ОДКБ

Dec 12, 2010 10:55

Некоторые очертания новой парадигмы ( объясняет Юрий Крупнов krupnov ):

Вчера Президент Киргизии Роза Исаковна Отунбаева напомнила на саммите международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) о серьёзном провале этой организации в июне текущего года: «Летние события в Кыргызстане поставили много вопросов перед Организацией… Мы ожидали ответа от ОДКБ».
Переход председательства в ОДКБ к Беларуси даёт шанс кардинально повысить статус Организации и, главное, перейти к проектированию и созданию системы евро-азиатской или евразийской безопасности как ведущего механизма реинтеграции постсоветского пространства, создания Новой большой страны.

Первые же предложения Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко об этом свидетельствуют - особенно в контексте создания ЕЭП и Таможенного Союза.

Необходимо, считает Лукашенко, выстраивать институт партнёрства и активнее взаимодействовать с ООН - между прочим, с периода войны против Югославии НАТО именно через ООН легитимизирует и прикрывает свои военные операции - и в Европе, на Балканах, и в «сердце Азии» Афганистане. И дело тут не в том, чтобы повторять НАТО, а в том, что нерационально для Российской Федерации, последовательно делающей ставку на ООН как единственную верховную международную организацию, зачем-то сдавать ооновские ресурсы НАТО, а не своей ОДКБ.

Абсолютно правильным является и заявление Александра Лукашенко о том, что институт партнерства ОДКБ заинтересует не только приграничные страны, но и далекие государства, - в том числе и на иных континентах. В отличие от другой международной организации - Евроатлантического союза, НАТО, - действие ОДКБ никак не ограничено только постсоветским пространством.

Но главным должно стать выстраивание системы евразийской безопасности.

И здесь следует, во-первых, решительно формулировать новую афганскую политику наших государств и брать на себя лидерство в решении афганской, а теперь уже и афгано-пакистанской проблемы. В ближайший год по этому направлению имеются все предпосылки для прорыва.

Важнейшей задачей при этом является не допустить трансформацию Североатлантического Альянса, использующего ситуацию во внерегиональном для Брюсселя Афганистане, в «демократическую альтернативу» ООН, переводу этой региональной организации к статусу организации глобальной.

Во-вторых, пора переходить, помимо закономерного дальнейшего усиления военной составляющей ОДКБ, к реализации представлений о многомерной (multidimensional security), кооперативной и комплексной безопасности, к отработке принципиально новых типов безопасности.

А.Г. Лукашенко вчера уже поставил задачу выработать адекватные ответы на такие новые вызовы как киберпреступность и информационные войны.

Но следовало бы активнее продвигать и новые виды безопасности: геоэкономическую, геокультурную и гуманитарную (до сих пор не выработан формат отношения к так называемым «гуманитарным интервенциям»), безопасность граждан, демографическую, безопасность суверенитету (против «оранжевых революций»), климатическую и водную (крайне актуальна для Центральной Евразии).

Гигантское значение имеет и дальнейшее форсированное продвижение Антинаркотической безопасности ка к нового типа безопасности.

Очень серьезный шаг сделан два месяца назад, когда ОДКБ призвала Совбез ООН рассмотреть вопрос о квалификации наркопроизводства в Афганистане как угрозы миру и международной безопасности.

Однако ОДКБ могла бы пойти и дальше, превратив антинаркотическую безопасность в центральное содержание новой мировой повестки, заместив порядком изжившую себя антитеррористическую безопасность.

В целом, старт председательства Беларуси - мощный.

Надеюсь, через год мы увидим новую ОДКБ.

Также обсуждается в блоге ЭХО МОСКВЫ
Возможно, именно Белоруссия может дать старт оздоровительным процессам на постсоветском пространстве.

одкб, юрий крупнов, новая парадигма, геополитика

Previous post Next post
Up