МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ
Однажды, когда мы праздновали в
Клуб-галерея "Terra Ultima Club"какой-то очереной праздник, я предложила гостям поэтическую игру. На двух наборах карточек были напечатаны стихи Татибана Акэми (1812 - 1868) из его цикла "Мои маленькие радости" - по три первых строки на одной, по две конечных - на другой. Гостям в начале вечера были розданы перемешанные карточки, и они должны были в течение вечера найти гостя с половинкой их стиха, а затем продекламировать с выражением целое стихотворение.
Прелесть этой игры заключалась в том, что половинки стихов Татибана Акэми прекрасно комбинировались между собой вне зависимости от оригинала (особенно, если пренебречь русской грамматикой).
Ну вот, к примеру, два прекрасных стиха (всё - в переводе А. Долина):
Как хорошо,
когда попадется заказчик,
чтоб не скупясь
за какое-нибудь письмишко
предложил приличную цену.
и
Как хорошо,
когда, при своей нищете,
чашки расставив,
можешь спокойно сказать:
«Ешьте и пейте, друзья!»
Складываем, получаем вполне жизнерадостное стихотворение:
Как хорошо,
когда попадется заказчик,
чтоб не скупясь
можешь спокойно сказать:
«Ешьте и пейте, друзья!»
***
ИЛИ
Как хорошо,
когда на циновку приляжешь
в хижине горной
и отдыхаешь душой
от повседневных забот.
и
Как хорошо,
когда без гроша за душою
чахнешь с тоски -
и случайно зашедший знакомый
вдруг подбросит немного деньжонок.
ИТОГО:
Как хорошо,
когда на циновку приляжешь
в хижине горной
и случайно зашедший знакомый
вдруг подбросит немного деньжонок.
Выдавать призы пришлось не за точность реконструкции текста, а за жизненность этих гибридов. И за чувство юмора, конечно. И вот тут, с этим юмором, как всегда встал вопрос об авторской позиции - с юмором ли писал поэт об этих простых и иногда нелепых радостях своей уединённой жизни? Думаю, никакого юмора там не было. Акэми, конечно, очень искренний и прозрачный поэт. И ещё, он был искренним роялистом, но не дожил десяти дней до начала эры Мэйдзи. Со 150-тилетней дистанции такие совпадения и несовпадения кажутся особенно острыми и драматическими.