Я всегда была убеждена в том, что Китай - это культура великого рацио. Культура рациональной гармонии и целесообразного порядка. Когда японцы тянутся за великим учителем, они составляют списки, иерархии, классификации, антологии и пр. Великий порядок воцаряется во всём, и даже искусство разложено на жанры и поджанры, определён порядок черт, действий и даже мыслей. Когда японцев пробивает на какую-нибудь невероятную вольность, на некую культурную эскападу, они отвергают детализацию и даже стараются избежать определяемости терминов. Как с этим "ваби", которому дана тьма определений, ни одно из которых не отражает полностью весь комплекс эстетических и этических явлений, стоящих за понятием. О чае. Китай, Лю Юй "Ча цзин", VIII век: [Девять критериев]Есть девять критериев, которым человек должен следовать, когда он имеет дело с чаем. 1. Он должен изготовить его [чай]. 2. Он должен развить ощущение избирательности и распознавания об этом [о чае]. 3. Он должен запастись надлежащей утварью. 4. Он должен подготовить правильный вид огня. 5. Он должен выбрать подходящую воду. 6. Он должен жарить чай до изменения. 7. Он должен хорошо его размолоть. 8. Он должен сварить до его предельного совершенства. 9. Он должен, наконец, выпить его. Здесь нет кратчайших путей.
Япония, Сэн-но Рикю, XVI век: [Знай...]Знай, что чайная церемония, на самом деле, это не более чем вскипятить воду, Заварить чай и выпить его.
Другое дело, что уже ближайшие ученики мастера Сэн, высунув языки от усердия, сели записывать, систематизировать и выстраивать иерархии. Потому что Сэн-но Рикю был исключением, и он приветствовал нестандартные эскапады Фурута Орибэ или Яманоуэ Содзи, и все они были великие мастера. Удел преданных и не столь одарённых - систематизация, классификация и списки... вооружившись китайской методикой.