Я люблю читать лекции о японском театре. Они меня очень бодрят. Особенно, когда ежеминутно вырубается проектор, а изображение на экране дрожит как желе. Я - честно, люблю. Есть о чём вспомнить. Одна из самых моих счастливых лекций (по японской гравюре) имела место, когда во всём помещении вырубилось электричество. Часть лекции я тогда читала при свече, сама из себя показывая бидзин и даже многофигурные композиции и триптихи.
На "Самураях" я читала лекцию, показывая аудитории в 50 человек картинки с экрана ноутбука. Потому что у организаторов не случилось кабеля. Тоже сама себе была "и небо и луна", и Тоётоми Хидэёси и чаша для чайной церемонии.
Так что могу сказать - добрая традиция читать через преодоление. Но вчера я сперва сильно расстроилась. Но потом ничего, настроилась. Было только очень неудобно перед слушателями. Почему неудобство испытываешь даже тогда, когда косяк не твой?
Это фрагмент представления кагура святилища Кумано, ну а пляшет Хакухо, белая лисица. Маска Хакухо (использовавшаяся и в театре Ногаку) есть на эрмитажной экспозиции - с подвижной нижней челюстью, которой можно выразительно щёлкать в ответственные моменты исполнения. Надо такую для лекции приобрести. Щёлкать.