Понятно, что нечитаемость декора или грубые ошибки в изображении - это следствие небрежного копирования копий с не лучших копий прославленных оригиналов. И сразу возникает мысль, что вещь с огрехами изображения сделана где-нибудь не в Китае (где, подразумевается, всякий ремесленник понимает - что именно он изображает), а в местах отдалённых и, по китайским меркам, варварских: где-нибудь на Ближнем Востоке или в Европе.
Но на экспорт и сами китайцы не слишком старались. Настолько не старались, что иногда исполняли удивительный, эталонный low quality mass-production.
Особо выделяются среди фарфоровых экспортных мастерских мастерские Чжанчжоу в провинции Фуцзянь, производившиеся в XVI-XVII веках на экспорт, в основном в юго-восточную Азию, так называемый фарфор "сватоу" (это устаревшее название, хотя всё ещё очень распространённое). Ну вот, если не знать - что изображено на этом сосудике, можно голову сломать. Потому что это не просто неправильно или плохо, это вообще нечитаемо.
Сосуд, конец XVI - начало XVII в. Выс. 55 мм.
На самом деле - очень распространённый китайский мотив, встречающийся во множестве на фарфоре разных мастерских. Там же, в том же Чжанчжоу, это писали и по-другому, узнаваемо, хотя везде - с такими странными искажениями, которые, кажется, говорят о том, что живописцы "не владели языком", вернее - кистью. Хотя... я всё вспоминаю экспортный японский фарфор и керамику, и всякий раз удивляюсь - как они так умудрялись исказить всё, что казалось бы, должно быть элементарно, как иероглиф 一 (в смысле "раз")? Это надо было постараться, чтобы так
Ну, кто ещё не узнал - кто тут, под катом немного вариаций на эту тему:
Сосуд, конец XVI - начало XVII в. Выс. 85 мм.
Вот тут всё понятно - пятнистый олень мирно пасётся в кущах (правда, кущи таки напоминают Мерседесовский значок).
Сосуд, конец XVI - начало XVII в. Выс. 85 мм.
Это длинноногий заяц. Или кенгуру на цыпочках.
Сосуд, конец XVI - начало XVII в. Выс. 44 мм.
Это вообще какая-то борзая, или ушастый койот в опунциях - но никак не олень.
Продолжаю думать - как происходит такая трансформация?
Понятно, что фарфор любого качества и с любым кобальтовым декором уходил на мировых рынках и приносил хороший доход. Особо стараться (тем более на миниатюрных вещах) смысла не было. Но, всё же...
Кстати, в тех же мастерских делались вещи куда более художественные, и не только с подглазурным кобальтом, но и с полихромными надглазурными росписями.
Все вещи - Hans van Baarsen, Голландия, частная коллекция.