"Для французов преступление - самое честное зеркало общественного благополучия, не извращение, а закономерность культуры".
М.Трофименков
Убийственный Париж
СПб, Амфора, 2012
Эта книга могла бы оставить меня равнодушной.
Во-первых, я не отношусь к франкофилам, и слово "Париж" не вызывает у меня душевного трепета и желания увидеть и умереть. Ну, Париж и Париж. А эта книга - почти путеводитель.
Во-вторых, я не очень люблю кино, и мало что знаю о французском кино (ну, ладно, честно - ничего не знаю, кроме Бельмондо и Депардьё). А книгу написал кинокритик и киножурналист Михаил Трофименков, и она полна кинематографическими аллюзиями, и к каждой главе прикреплена фильмография по вопросу.
Но. Оторваться невозможно.
Вернее так: прочитав предисловие и первые главы, я впала в глубокую задумчивость и оторвалась. Задумалась, потому что именно так, как в эпиграфе - через немыслисые преступления, непостижимые и не поддающиеся здравой логике, начал проступать портрет не одной французской культуры, а вообще - европейской культуры Нового времени. Старые имена зазвучали по-новому, старые события повернулись под новым углом зрения, случился волшебный "щёлк" в голове, и история (в том числе и искусства) заиграла парадоксальными гранями. Парадоксальными потому, что преступление - то, чего не должен принимать ни разумом, ни сердцем любой "культурный человек", на самом деле является неотъемлемой частью культуры.
И, может быть, даже очень хорошо, что я была равнодушна к французской культуре и знала о ней в рамках образования. Это дало мне возможность изумиться. С Англией бы такого уже не произошло, глаз замылен многими знаниями, а вот эта книга освежила многие ощущения. Ну, просто рекомендую.