Я знаю, что искать по всему европейскому искусству японизмы и радоваться им, как дурак фантику, - это не есть признак большой искусствоведческой прозорливости. Потому что японизмов там (именно в конце XIХ и начале ХХ века) - огромное количество, и не надо ни ума, ни даже особо отточенного глаза. Но, боже мой, какое это наслаждение! Я просто получаю удовольствие, когда рассматриваю собственные материалы к лекциям и вновь и вновь нахожу и вижу это всё "Ар нуво".
Альфонс Муха - это, конечно, ничего удивительного, что у него столько японского.
Плакат хорош. К драме Альфреда де Мюссе "Лоренцаччо" (да-да, вот тут-то из волн порока вынырнул тот самый де Мюссе). Кстати, судя по всему, плакат оказался удачнее пьесы.
Ну, не японец ли? Там, с этим Лоренцаччо - тоже ооооочень японская история приключилась на почве Италии XVI века.
И вот эта вот "Зима", которую я видела в воспроизведениях гораздо более ярких и контрастных; но эта - прямо Харунобу какой-то, с этими нежными соотношениями розово-охристого и серо-зелёного; и, конечно, с этими перекрученными драпировками, которые делают банальную, в общем-то, постановку фигуры такой изящной и волнующей.
Вообще, японское искусство -
оно волнует.