Немного о символизме меча в практике

Sep 20, 2014 23:44



Кхадгапа - один из 84 индийских махасиддхов.

Как бы ни был стоек воин,
Безоружный, он всегда будет повержен.
Мечом бессмертного осознавания,
Без сожалений побеждаю я врагов своих -
Демонов трех миров существования.

Когда в семье крестьянина из Магадхи родился мальчик, все были несказанно счастливы. Но как только ребенок стал подрастать, радость сменилась печалью: юный Кхадгапа был бестолков в деле своих предков. Мальчик обладал только одним талантом - он был прирожденным вором-виртуозом. Кхадгапа мог украсть у курицы еще не снесенное яйцо. И хотя он не брезговал пользоваться плодами своего ремесла, больше всего в этом деле Кхадгапу увлекали риск и опасность.
Оттачивая свое мастерство, Кхадгапа с каждым разом отваживался на все более дерзкие подвиги. Однажды он решил стащить знаменитый рубин, принадлежавший самому богатому человеку во всем королевстве Магадха. Все сложилось для него удачно, и когда Кхадгапа собрался уже было бежать с драгоценным камнем, он нечаянно наступил на хвост спящего кота. Душераздирающее мяуканье подняло на ноги весь дом, и, спасаясь от преследования, Кхадгапа бросил рубин.
На его удачу мимо проходила похоронная процессия, и наш вор затесался в тол¬пу скорбящих. Издавая горестные стоны и ударяя себя в грудь, Кхадгапа смешался с остальными, так что преследователи не смогли его распознать, а тревожить скорбное шествие было бы весьма нетактично.


Кхадгапа проследовал со всей процессией до самого места кремации, мысленно благодаря усопшего за то, что тот спас ему жизнь. Чтобы обезопасить себя от возможного преследования, Кхадгапа решил на несколько дней затаиться на кладбище. Там он и встретил йогина Чарпати, практиковавшего своюсадхану.
«От кого ты скрываешься?», - спросил он йогина.
«Я пытаюсь увернуться от непрерывного цикла рождения и смерти в Колесе существования, - ответил Чарпати. - Поэтому я медитирую».
«Не понимаю, - задумался вор. - В чем же здесь выигрыш?».
«О, в этом большой выигрыш, - ответил Чарпати. - Я достигну более высокого существования, а кроме того, обрету счастье, которое является плодом абсолютной уверенности».
«Ну что ж, это хорошо», - сказал Кхадгапа.
«Ты тоже можешь этого достичь, если будешь практиковать учение Будды», - добавил йогин.
«Я уважаю Учение Будды, - уклончиво произнес Кхадгапа. - Но у меня нет времени целый день сидеть на кладбище и медитировать. А не владеешь ли ты случайно такими сиддхами, чтобы я мог стать невидимым, когда пойду на очередное дело, - даже если я решу обокрасть самого короля?».
«Я как раз владею именно такими сиддхами», - ответил Гуру.
Затем он дал Кхадгапе посвящение и такие наставления: «В некоем городе в королевстве Магадха есть один старый храм - Гаури-Шанкар. С виду он похож на ступу, но на самом деле - это алтарь, в котором хранится статуя Авалокитешвары. Войдя вовнутрь, ты почувствуешь милосердие Бодхисаттвы. Твоя садхана заключается в том, чтобы обходить статую круглые сутки в течение двадцати одного дня. Ты не должен останавливаться - даже принимая пищу, продолжай ходить вокруг статуи. По истечении этого срока ты увидишь змею, выползающую из пространства между ступнями Бодхисаттвы. Как только заметишь, сразу хватай ее за голову. Если промедлишь или почувствуешь страх - все будет напрасно. Но если сделаешь так, как я тебе говорю, то обретешь желанные сиддхи».
Вору вскоре удалось разузнать, в каком именно городе находится этот храм, и он без промедления отправился туда. Поскольку за Кхадгапой все еще охотились, ему приходилось передвигаться только под покровом ночи.
И вот наконец он оказался у дверей храма. Как только Кхадгапа вошел, он сразу же ощутил присутствие Бодхисаттвы, как и предсказывал Чарпати. Следуя наставлению своего Гуру, Кхадгапа принялся за дело: он ходил вокруг статуи Авалокитешвары без остановки днем и ночью, пока его боль и усталость не улетучились без следа, подобно утреннему туману.
Вечером двадцать первого дня он увидел, как у ног Бодхисаттвы развернулась огромная черная змея и поползла по полу. В одно мгновение бесстрашный вор схватил ее за голову, и как только змея оказалась зажатой у него в кулаке, вдруг раздались свирепые раскаты грома, и все пространство озарила вспышка света, подобная молнии. И вот в руке Кхадгапы был теперь чудесный меч - прекраснейший из всех, которые ему когда-либо приходилось видеть. Чем дольше он сжимал меч в кулаке, тем ярче становилось исходившее от него сияние. В этом ясном свете растворились все тени. Внезапно Кхадгапа увидел все загрязняющие иллюзии, покрывавшие его ум, как будто они были той змеей, которую он только что сжимал в кулаке.
И как только Кхадгапа распознал затемнения своего ума, полоса света отсекла их - в тот же миг он стал свободен от загрязнений и обрел сиддхи меча - одну из восьми волшебных сил. Поэтому его и прозвали Кхадгапой, что означает "Человек меча".



В течение двадцати одного дня бывший вор учил народ Магадхи мудрости Будды. Затем он проявил свое постижение и вошел в Чистую страну дакинь.

Previous post
Up