Дэйв Лоури Dave Lowry. Американский писатель и практик боевых искусств. С 1968 года изучал Ягю Синкагэ-рю под руководством Рёкити Котаро. Также изучал Синто Мусо-рю, каратэ, айкидо и Кодокан дзюдо. Практиковал каллиграфию, аранжировку цветов и другие традиционные искусства Японии. Написал много книг по этим темам.
Мне нравится как он пишет. Перевел эссе из книги Moving Toward Stillness. Эта книга составлена из эссе, написанных Дэйвом Лоури в разные годы для рубрики в журнале Black Belt.
Лишний багаж «Я бы хотел присоединиться к Вашей практике карате. Но, как Вы видите, я ношу очки. Поэтому могу ли я не делать часть жестких интенсивных упражнений?»
«Я интересуюсь айкидо, но у меня очень чувствительные локтевые суставы еще со времен когда я играл в футбол (американский - прим. пер.) Если я приду на тренировки, то можно ли , чтобы на мне не делали техники на локти?»
«Я бы хотел попробовать кэндо. Но я не думаю, что получу достаточную нагрузку на общем классе (где практикуют мужчины и женщины вместе - прим. пер.) Есть ли у Вас чисто мужской класс?»
Спросите любого учителя боевых искусств знакомы ли ему такие вопросы, и он конечно же кивнет. А потом, возможно, добавит еще парочку собственных случаев. Такие вопросы достаточно типичны для людей, собирающихся начать заниматься. Иногда эти вопросы сформулированы в очень вежливой форме, даже застенчивой. В другой раз будущие возможные студенты, подразумевая, что они приходят в место бизнеса и могут запрашивать желаемые услуги и сервис, бывают весьма эмоциональны и настойчивы, высказывая свои пожелания. Также бывают хитрые манипуляторы, которые выстраивают разговор не так явно, но чтобы он клонился к желаемому. Но неважно какую форму принимают эти запросы, т.к. их содержание мы должны отнести к «лишнему багажу».
Когда новичок появляется в дверях додзё, ему не нужно слишком много, чтобы быть допущенным внутрь. Он должен быть более-менее здоров физически и психически и должен иметь добрую волю, чтобы принять с открытым умом всё, что ему встретиться на Пути. В действительности ему не нужно больше ничего. Но в собственном сознании начинающего ученика есть столько много разных нужд, которые он перетасовывает в уме постоянно, еще даже не начав заниматься, что он становится похож на туриста, притащившего полный багаж для похода в поездку на пляж. Ученики тащат с собой этот багаж по той простой причине, что у них есть чувство, что они особенные, что их чувства и запросы не такие как других. Он чувствует, что должен непременно донести это до учителя, чтобы учитель всё это обязательно учитывал при работе с его исключительностью на общем занятии. Получается, что в самом начале занятий, а очень часто еще и до начала занятий, человек достигает некоей критической точки в своем образовании и предъявляет ее учителю, чтобы тот под нее подстраивался. Учитель имеет две возможности. Он может выслушать все это терпеливо, а затем дружелюбно объяснить, что он сделает все возможное, чтобы учесть пожелания ученика и сделать его практику комфортной. Или он может также терпеливо выслушать, а затем объяснить, что нет никакой возможности выполнить все эти требования и пожелания на занятиях в додзё, но что на самом деле ученик прекрасно обойдется без этого «лишнего багажа».
Если вы встретили учителя, который практикует первый подход, то примите наши поздравления! Вы нашли дешевого психотерапевта, который будет укреплять ваши ранее выработанные предрассудки о себе и об искусстве. Он будет понимающий и приятный. Он не затронет ваши чувства, не поставит вас в неудобную ситуацию конфронтации с вашим эго. Если вы встретили учителя, практикующего второй подход, то считайте себя благословленным. Возможно, вы встретили настоящего сэнсея, который сможет открыть в вас то, о чем вы и не подозревали.
Несмотря на то, что ваши индивидуальные потребности кажутся вам очень важными, на самом деле важность их совсем не так велика. Если вы можете зайти в додзё своими ногами, значит, вы можете тренироваться. Конечно, ваша астма или миопия, или недостаток гибкости могут быть проблемой. Но, если у вас будет возможность поинтересоваться, то возможно вы узнаете, что женщина, занимающаяся рядом с вами, имеет хронический артрит. Что у мужчины с другой стороны, врожденная деформация левого бедра, а у девушки, стоящей за вами, хронический бронхит. И очень похоже, что они начинали тренироваться, считая, что их особенности также важны как ваши.
Очень важно отметить, что особенностью боевых искусств, как инструментов самопознания и роста, является их ширина охвата. Карате, дзюдо, кендо, айкидо не только для японцев. И не только для мужчин. И не только для хорошо подготовленных атлетов. В отличие от традиционных воинских систем Японии старых времен, которые были сокрыты и предназначались исключительно для избранных из избранных среди самураев, современные боевые искусства имеют гораздо более широкий охват. Они для всех. И в их методике нет места для чего-то специального для отдельных уникальных индивидуумов.
Плохо с правым коленом? И ваш удар правой ногой может быть не настолько силен как мой. У меня, к примеру, травма левого плеча, которая значительно ослабляет мой удар и делает его слабее, чем ваш. Но когда ваш сэнсей считает удары ногами, вы должны стараться сделать их как можно лучше, даже если они не настолько хороши как мои. Если мы делаем удары руками, то я тоже должен стараться, хоть и мои удары слабее ваших. Но ни вы, ни я не сможем это сделать, если будем нести с собой «лишний багаж».
Если у вас когда-либо будет возможность принять участие в чайной церемонии тядо chado 茶道, то воспользуйтесь ей непременно. Практик боевых искусств может получить очень много уроков в чайном домике. Уже вход в чайный домик может дать нам момент понимания и проникновения в суть. В тясицу chashitsu 茶室, как называется чайный домик по-японски, удивительно маленькая дверь. Эта особенность восходит к великому мастеру чайной церемонии Сэн-но-Рикю. Эта дверь называется нидзири гути nijiri guchi 躪り口, что буквально означает «отверстия для проползания». Люди, не знакомые с чайной церемонией, могут принять это отверстие за окно. Каждый, кто желает принять участие в чайной церемонии, должен согнуться, опуститься на колени и вползти в помещение.
История появления нидзири гути очень показательна. Наиболее известным учеником Сен-но-Рикю был Тоётоми Хидэёси, сёгун, правивший Японией во второй половине XVI века. Хидэёси был страстным поклонником чайной церемонии. Он видел в ней ту скромную элегантность, к которой всегда стремился. Но в уме Хидэёси происходила вечная битва между его желанием простой красоты, которую он чувствовал как истинный ценитель и знаток, и его возбужденным эго. В глубине души он чувствовал, что простая красота чайной церемонии это истинное сокровище. Но в то же время он не мог оставить свои роскошные одежды и уникальные мечи, которыми он так любил подчеркивать свой статус. Он идентифицировал себя и свой статус с этими предметами и не мог расстаться с ними. Точно таковы же те самые ученики, о которых говорилось ранее. Они так же не могу освободиться от своих предопределений, концептуирования и собственной исключительности. И тогда Сэн-но-Рикю создал нидзири-гути. Теперь, если гордый могущественный Хидэёси желал войти в чайный домик и постигать дух Пути чая, то он должен был смириться и стать скромнее на всех уровнях. Эта архитектурная деталь сохранилась до наших дней. Дверь чайного домика открыта для всех. Но есть только одна возможность войти. И нет исключений ни при каких индивидуальных особенностях и обстоятельствах.
Дверь додзё отличается на вид от нидзири гути, но смысл их одинаков. Вы можете войти. Но должны оставить ваш «лишний багаж» снаружи. Поверьте мне. Поверьте вашему учителю. Что бы вы ни оставили, входя, вы об этом не пожалеете.