Одигитрия Вяземская ратная. История одной иконы

Jun 10, 2018 06:11

Про то, что практически каждый клочок вяземской земли полит кровью, знают наверное все. Однако про тот самый ужасный "Вяземский котел", когда фашисты уничтожили несколько наших дивизий раньше предпочитали умалчивать. Ведь за несколько дней в 1941 погибло более полумиллиона наших солдат. Многие из них до сих пор остаются лежать в земле около села Богородицкое, севернее Вязьмы.



[Spoiler (click to open)]
Сейчас на месте этих событий стоит мемориал Богородицкое поле. Это братские могилы, где поисковики до сих пор хоронят найденных солдат. Символические гранитные памятники погибшим в той бойне соединениям:



В окружение под Вязьмой попала группировка в составе четырех армий. Почти полмиллиона убитых, 600 тысяч попали в плен, а потом большей частью тоже погибли. 37 дивизий, девять танковых бригад, 31 артиллерийский полк были разгромлены полностью. Это намного больше, чем потери Паулюса под Сталинградом. Дорога на Москву после этого была открыта, поэтому ее срочно стали перекрывать ополченцами и курсантами, мало того, что плохо обученными, так еще и плохо вооруженными. Вплоть до того, что одна винтовка была на троих. Конечно, почти все они погибли. Западный и резервный фрон прекратили свое существование.
Невозможно даже представить, что чувствовали люди в этом аду. Однако сражались до последнего. Окруженные войска предприняли попытку прорыва 11 октября 1941 года. Из миллиона бойцов смогли вырваться из окружения 85 тысяч человек. Военные историки говорят, что шансов спасти окруженных людей не было никаких. Да и у взятых в плен шансы тоже были невелики. Получаются какие-то сухие строки, а за ними ведь стоят люди.
Хочу просто добавить выдержку из другого рассказа :

Потери Красной армии в Вяземском сражении были огромны. Только в плен по разным оценкам было взято от 600 до 700 тысяч солдат и офицеров. Практически все они погибли в немецких концентрационных лагерях и лагерях военнопленных. Один из них располагался на территории города Вязьма, там сейчас находится мясокомбинат. Приведу воспоминания Бориса Рунина, который попал в плен: Многие бойцы кончили свою жизнь в немецком плену. Задачей немцев было уничтожение живой силы СССР в общем и военнопленных в частности. Создавались невыносимые условия для существования пленных. По дороге в лагерь их ничем не кормили. Они питались попадавшимися по дороге капустными листьями, корнями, ржаными колосьями с неубранных придорожных полей. Воду пили из дорожных луж. Останавливаться у колодцев или просить напиться у крестьян строго воспрещалось. Так, в течение пяти дней - с 9 по 13 октября 1941 года - гнали колонну пленных в Дорогобужский лагерь. Колонну сопровождала машина, на которой были установлены четыре спаренных пулемёта. По пути в одной из деревень под печкой сгоревшего дома пленные увидели полуобгоревшую картошку. Около 200 человек бросились за ней. Из четырёх пулемётов был открыт огонь прямо в толпу. Несколько десятков пленных погибло. По пути пленные бросались на поля с невыкопанной картошкой, тотчас же открывался огонь из пулемётов. …Раненые жестоко страдали от жажды. Удавалось доставать, и то с большим трудом, по одной-две столовые ложки воды в сутки только для тяжелораненых. Запёкшиеся губы трескались, от жажды распухали языки. Медицинского обслуживания нет, медикаменты и перевязочный материал отсутствуют. На палату со 160 ранеными дают два бинта в день. Перевязки не делаются по месяцу. Когда снимают повязку, раны оказываются наполненными червями, которые выбираются пригоршнями. Отмороженные конечности представляли собой чёрные обрубки, мясо и кости отваливались чёрными кусками. У многих конечности отмораживались тут же в палатах. Йода для оперируемых нет, его заменяют глизолом. Раненые гнили заживо и умирали в страшных мучениях. Многие умоляли, чтобы их пристрелили и тем избавили от страданий. Запах гниющего мяса, трупный смрад неубранных мертвецов наполняют палаты. Смертность в лагере от голода, холода, болезней и расстрелов достигала 3-4 процентов в день. Это значит, что за месяц весь состав пленных вымирал. За два с половиной осенних месяца - октябрь, ноябрь и часть декабря - вместе с гражданскими пленными, составлявшими большинство, в лагере умерло 8500 человек, то есть больше 100 человек в среднем в день. В зимние месяцы ежедневно умирало от 400 до 600 человек. Ежедневно 30-40 длинных дрог грузилось трупами умерших и замёрзших. В штабелях трупов, складывавшихся, как дрова, возле бараков, были и живые. Часто в этих штабелях двигались руки, ноги, открывались глаза, шептали губы: «Я ещё жив». Умиравших хоронили вместе с мёртвыми…

Страшные воспоминания. Что могло поддерживать солдат тогда? Наверное, кому-то помогала вера в Бога, в чудо. Вышедшие из окружения рассказывали, что их вела женщина в длинном облачении с младенцем на руках, которая шла по верхушкам деревьев и как бы показывала путь к спасению. Услышал эту историю Виктор Федорович Балаев, один из немногих бойцов роты, оставшихся в живых при наступлении на Вязьму уже 11 марта 1943 года. После этого он дал обет посвятить себя Богу. После войны он поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры.
Узнав, что под Вязьмой планируется создание женского монастыря в память о воинах павших за Отечество, отец Михаил (Балаев) рассказал историю о явлении Пресвятой Богородицы в 1941 году и благословил написать такой образ с условным названием «Вяземская ратная». Икона создана в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, в Твери. На иконе изображена Пресвятая Богородица «Одигитрия» в рост, как на древних образах, стоящая на облаке. Под ней написаны две реки. Одна из воинов, мучеников, павших за Отечество. Они изображены без головных уборов, в гимнастерках, в плащ-палатках, с крестами в руках. Вторая река и земная и небесная. По краям условно холмы.



Находится эта икона в Покровском храме строящегося Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря, куда мы и отправились. По дороге встретилась деревянная церковь Феодора Стратилата.



Совершенно сказочное место с полной отреченностью от всего ненужного и наностного. Только тишина, покой, запах травы и пение птиц.



А потом по всей этой красоте разлился колокольный звон. Ведь день был праздничный - Троица.





Держим путь дальше. Сейчас на месте прорыва окружения Русская православная церковь возводит женский монастырь. Строительство новой Одигитриевской обители начато в 2010 году в продолжение древней православной традиции - на местах наиболее ожесточенных боев с неприятелем возводить памятные храмы и основывать монастыри. 22 июня было заложено основание первого храма обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы с северным приделом во имя Иоанна Воина.



Светлая внутри, в голубых тонах с красивым иконостасом.



А вот слева та самая икона - Одигитрия Вяземская ратная. 11 октября в день прорыва Вяземского котла - день празднования этой иконы.



Погибших же солдат здесь поминают каждый день. А сколько их фотографий висят на стенах. Раньше это были только солдаты Великой Отечественной, а сейчас добавились погибшие в современных войнах.



И ведь чуть ли не каждый день приходят новые имена. Всех записывают, никому не отказывают. Даже по СМС передают. Да и вообще в этом отношении все идет в ногу со временем. У храма есть свой сайт http://stroimmonastir.ru/portfolio/odigitriya-vyazemskaya-ratnaya/ и даже странички в соцсетях. На звоннице Покровского храма питерские мастера установили автоматическую систему. Теперь перезвон играет сам на 70 мотивов всеми десятью колоколами.



Кроме всего в Покровском храме проводится историко-патриотическая, краеведческая работа с паломническими группами, школьниками и взрослыми. Разработаны архитектурный и инженерный проекты первой очереди монастыря, в которую входят: келейный и игуменский корпуса, надвратный и сестринский храмы, помещения для гостей обители. Вот так будет выглядеть монастырь в итоге:



Работ по строительству еще много. Ведь происходит оно на пожертвования. Но должно получиться очень красиво.



Благодарю travel_russia за приглашение в блог-тур.



путешествия по России, #trвязьма, путешествия, travelrussia, вязьма, блог-тур

Previous post Next post
Up