Третьяковская галерея опять радует новой выставкой. В основном здании в Лаврушинском переулке можно посмотреть иконы, привезенные к нам из Греции. Количество экспонатов небольшое, всего 18 штук, но ведь ценность выставки измеряется совсем не этим.
[Spoiler (click to open)] Вообще, я Третьяковку нежно люблю, поэтому всегда рада побывать там. Обычно брожу сама по залам, но в этот раз, благодаря сообществу moscultura и Мише tushinetc, нас ждал замечательный рассказ о Византии и иконах, потому что экскурсоводом у нас была Елена Михайловна Саенкова. Именно она является куратором выставки.
Краткий экскурс в историю Византии я пропущу, т.к. также доходчиво и интересно передать не смогу. Лучше покажу сами экспонаты выставки. Это икона «Воскрешение Лазаря». Создана она в 12 веке. Обычно на иконах присутствует золотой фон, а здесь появляется красный. Это было дешевле, чем использовать золото. Вообще фон играет важную функцию. В иконе он должен не создавать глубину пространства, он должен создавать то ощущение, когда мы являемся соучастниками происходящего события. Из-за красного фона все внимание сосредоточено на происходящем событии, т.е. пейзаж только чуть-чуть оттеняет фигуры апостолов. Глубины нет и спаситель, апостол как бы выходят к нам.
Следующая очень необычная икона - "Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)." Эта икона двусторонняя и деревянная. Заказана была знатной византийской дамой. Кто она точно не известно. Она могла быть Ириной, женой болгарского царя. (Георгий воевал с болгарами, был пленен и ослеплен.) Если эта гипотеза исследователей верна, то икона создана в промежуток 1240-1250гг, т.к. именно в это время сохранились сведения об Ирине, которая после смерти мужа стала регентшей при своем малолетнем сыне, но когда на престол вошел сын царя от первого брака, она приняла монашество и удалилась в Салоники. Возможно этот образ был заказан ею как поминальная икона в честь своего супруга.
Кстати, Георгий Победоносец - это русское название. Никаких победоносцев в Византии не было. Он Георгий Каппадокийский, т.к. его место рождения - Каппадокия. На иконе мы видим высокую вырезанную и рскрашенную фигуру. Эта резба по дереву пришла с крестоносцами с западными мастерами. Греческие мастера до этого с деревом не работали, у них был мрамор. А такая традиция укореняется на какое-то время. Еще необычная деталь, чтобы две руки святого выдавались на доске - это большая редкость. И нимб тоже вырезан из дерева. Вокруг Георгия - житийный его цикл. Это византийская живопись.
На обратной стороне иконы - 2 великомученицы на серебряном фоне. Слева Марина, справа надпись утрачена, поэтому не понятно кто, но по деталям можно предположить, что это либо Екатерина в короне, либо Ирина. Марина очень популярна в западно-европейской традиции и Византии. Она подвергалась пыткам после того, как приняла христианство. Дьявол проглотил Марину, а после того как она совершила крестное знамение, он ее изверг обратно и уже молитвой и крестным знамением она его победила,
Самый ранний экспонат выставки - серебряный процессионный крест конца Х века. На нем можно рассмотреть выгравированные образы Христа, Богоматери и святых. Он тоже двусторонний.
Икона „Богоматерь с Младенцем“, 13 век. Образ богородицы здесь типично византийский: как лежат завитками волосы, как изображен глаз , очень активная красная подрумянка, выделяющая черты лика, серебряные фоны. Серебро менее стойко, чем золото, потом его сложно подновлять, оно окисляется, поэтому через десятилетия оно приобретает грязновато-серый цвет.
Необыкновенная «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Насколько мастер пытался передать божественный свет, как выписаны руки по темному фону, насколько проникновенно смотрит Богородица. С ней можно достаточно близко общаться. Если встать с определенной стороны, то находишься как бы в диалоге с Богородицей. Это как раз те ньюансы, которые мастера хотели привнести, т.е. те чувства, которые проявляются в момент встречи с богом, которые испытывали апостолы при вознесении христа. Переживания осмысления божественного события.
Утраты здесь, конечно, очень большие. Вот как выглядит младенец вблизи. Еще утрачены изображения ангелов.
"Богоматерь Кардиотисса." Первая половина XV века. Кардиотисса в переводе с греческого − сердечная. Интересные факты по названию икон. У нас другой подгход к богородичной инконографии, чем в Греции. Например, мы очень четко следуем прототипу: у нас владимирская - потому что Владимир, казанская - потому что Казань, федоровская - потому что святой Федор великомученник. А в греции эти эпитеты Богоматери, которые надписывались, были разные. Это были слова молитвы, с которыми обращались люди к Богородице.
Эта икона была выносная, ее выносили каждый вторник, т.к. совершалась так называемая вторничная процессия, когда из монастыря выносили образ.
Глаза Богоматери на иконе светятся, видны лучики света из ее глаз. Тоже самое на лике спасителя.
в окружении евангельских сюжетов
Это тронный образ святителя Николая. Около 1500 года. Лик здесь византийский. Посмотрите, как оригинально украшен трон и одежда.
Кроме икон на выставке есть кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия,
шитый возду́х (покров) на Святые Дары и рукописи - кодексы Евангелия.
В общем, все надо идти смотреть самим. Когда еще можно будет увидеть столько шедевров в одном месте.