Христианство и гуманизм

Dec 16, 2013 00:12

Оригинал взят у as_merlin в Христианство и гуманизм
Среди христиан популярно убеждение, будто бы гуманизм - это «христианство-лайт», христианская мораль без христианской картины мира. Оно ошибочно.
Христианство и гуманизм глубоко, фундаментально чужды друг другу. Хотя В НЕКОТОРЫХ ситуациях и христианство, и гуманизм предписывают один и тот же образ действий, сходство между ними исключительно внешнее.
Крыло ласточки, к примеру, по своему строению и происхождению даже к копыту лошади, и то ближе, чем к крылу бабочки! С гуманизмом и христианством полностью аналогично.

Впрочем, важно отметить следующее: после того, как христианство в эпоху Просвещения прошло процедуру «принудительной гуманизации», в течение которой у него вырвали клыки и когти, настоящие христиане стали малочисленным маргинальным слоем. Для лучших из верующих характерна гуманистическая мораль, наложенная на атеистическую (!) картину мира.

Суть гуманистической морали:
1) Благо людей - высшая цель.

Суть христианской морали:
1) Повиновение Богу - высшая цель.
2) Благо людей - вторая цель, следовать которой надо лишь в той мере, в которой это не противоречит первой цели.

Кажется, очень похоже? Да ничуть!

Рассмотрим ряд сочетаний этих двух разновидностей этических систем и двух картин мира: христианской и атеистической (научной).

1) Христианская мораль, христианская картина мира.

В Библии полным полно дел Бога (ЛИЧНО самого Бога, а не верующих в Него!), которые для гуманиста воспринимаются как чудовищные, совершенно недопустимые преступления. Убийство детей, оскорбивших пророка Елисея; убийство египетских детей (одна из казней египетский - казнь первенцев); убийство детей и слуг Иова… море их. Для истинного христианина всё это совершенно нормально. Ибо согласно христианской морали ЛЮБОЕ действие Бога - это всегда хорошо и правильно. Что бы Бог ни сделал - осуждать Его оснований нет (см. выше суть христианской морали).

Пример того, как должен вести себя истинный христианин - Авраам, которому Бог приказал убить сына. Бог сказал - Авраам пошел убивать. Бог отменил приказ - Авраам не стал убивать. Что бы Бог ни приказал, надо повиноваться без колебаний.

К величайшему счастью, большинство современных христиан не являются истинными христианами. Можете сами проверить, задав им вопрос: «Если Бог прикажет Вам убить своего или чужого ребенка (не за какое-то преступление, а просто так: Бог не обязан объяснять свои приказы), Вы исполните Его требование?».

Уверяю Вас: они начнут всячески юлить и выкручиваться, преимущественно упирая на аргумент «А как мне убедиться, что это и вправду Бог?». Поэтому поставим мягкие условия: Бог готов принять участие в любом эксперименте, который данный христианин пожелает провести, чтобы убедиться, что голос в его голове действительно принадлежит Богу. У Авраама доказательства куда слабей были!

Кстати, согласно христианской картине мира, только Бог в силах воскресить мертвого человека. Ни ангелы, ни демоны не способны сделать этого. Поэтому если этому христианину продемонстрировать воскрешение мертвого, то он должен либо признать, что говорит с Богом, либо отказаться от христианской картины мира.

Поспрашивайте у Ваших верующих собеседников, готовы ли они убить ребенка, играющего на улице в песочнице, если этого потребует у них Бог. Бог, который предварительно готов доказать им, что Он на самом деле Бог, воскресив кого-либо.

Даже в таких условиях большинство откажется убивать!
И это хорошо. Это признак того, что гуманизм победил, и благо людей стало ВЫСШЕЙ (а не второстепенной) ценностью.

2) Гуманистическая мораль, христианская картина мира.

Но, быть может, христиане в большинстве своем хоть и отказались от христианской морали в пользу гуманистической, но всё же веруют в истинность христианской картины мира?

Давайте задумаемся над тем, как будет вести себя гуманист, уверенный, что христианская картина мира истинна.

Он будет крестить младенцев и убивать, крестить и убивать, крестить и убивать… Ведь только таким образом можно ГАРАНТИРОВАТЬ, что ВСЕ они попадут в рай! А вечное райское блаженство настолько лучше вечных адских мук, что никакое возможное прижизненное счастье этих детей не повлияет на выбор оптимального образа действий.

Конечно, сам этот гуманист-христианин попадет в Ад. Но в том и великий его подвиг: он пожертвует не просто своей жизнью - он пожертвует своей ВЕЧНОЙ жизнью, лишь бы другим людям было хорошо!

Может ли вести себя так истинный христианин?
Нет, для него подобное поведение чудовищно: ведь раз Бог запретил убивать, то надо повиноваться Ему. Благо этих детей ничего не значит по сравнению с волей Бога.

Может ли вести себя так гуманист-атеист?
Нет, для него подобное поведение чудовищно: в загробную жизнь он не верит, а поэтому такой убийца, с его точки зрения, отнимает у детей самое-самое ценное - жизнь.

Вы часто слышите о подобных убийцах?
Не думаю. Следовательно, гипотезу о том, что современные христиане хоть и переняли гуманистическую мораль, но сохранили хотя бы веру в Бога, ангелов и демонов, Рай и Ад, и т.д. и т.п., можно отбросить.

3) Гуманистическая мораль, атеистическая (научная) картина мира.

В современном мире настоящими христианами верующие считают тех, кто ДЕКЛАРИРУЕТ, что является христианином (не обязательно лжет: может и сам плохо понимать своё мировоззрение), но по своим делам неотличим от гуманиста, имеющего атеистическую (научную) картину мира. Мать Тереза - идеальный пример.

Всё отличие таких «настоящих христиан» от гуманистов-атеистов заключается в том, что они НАЗЫВАЮТ себя христианами, не разделяя притом ни христианской морали, ни христианской картины мира.

Есть и еще превосходнейший пример, показывающий, что в современном мире гуманизм и атеизм одержали безоговорочную победу над христианством:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=577

Сюжет “Бхагавад-гиты” строится вокруг юного воина Арджуны, который должен силой отстоять свое право на наследство, отнятое у него недобросовестными родственниками. С помощью Кришны Арджуна собирает огромную армию. Но, перед самой битвой, выйдя на поле предстоящего боя, Арджуна всматривается в ряды своих врагов и вдруг осознает с кем же ему предстоит сражаться, и тогда по-человечески потрясенно говорит: “При виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна, подкашиваются мои ноги, во рту пересохло. Дрожит мое тело, волосы дыбом встали. Стоять я не в силах, мутится мой разум. Не нахожу я блага в убийстве моих родных, в сраженье. Те, кого ради желанны царство, услады, счастье, в эту битву вмешались, жизнь покидая: наставники, деды, отцы, сыны, внуки, шурины, тести, дяди все наши родные. Их убивать не желаю. После убийства что за радость нам будет? Ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть? Горе, увы, тяжкий грех мы совершить замышляем: ради желания царских услад погубить своих кровных. Так молвив, в боренье Арджуна поник на дно колесницы, выронив лук и стрелы; его ум потрясен был горем” (Бхагавад-гита. 1. 29--47).

Человек испытывает боль и сострадание. А божественный Кришна? В эту минуту он находит для человека такие слова: “Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник! Ты сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших. Эти тела преходящи, именуется вечным носитель тела. Итак, сражайся, Бхарата! Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; о неотвратимом ты сокрушаться не должен” (1.3,18,26). Все это Кришна говорит “как бы с улыбкой” (2,10). “И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга. Поэтому воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин, стоящий слева. Всех богатырей, убитых Мною в сраженье, рази не колеблясь” (11.32--34).

Не буду вступать в спор с философией, которая стоит за этими словами. Скажу лишь, что такая улыбка непредставима на лике Того, Кто плакал на пути к гробнице Своего друга Лазаря (см.: Ин. 11, 35). Такой совет невозможен в устах Того, Кто сказал о каждом человеке: Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).

И в божестве, которое благословляет на массовые убийства ради исполнения кармически сословного долга, нельзя признать Бога Любви…

Из уст христианского богослова, скажем, века эдак 14 услышать ТАКУЮ критику в адрес кришнаитов немыслимо: ведь для ВСЕХ монотеистических религий характерно точь-в-точь такое же соотношение между благом людей (по оценкам самих людей) и волей Бога. Но в 14 веке христианство еще существовало во всей своей антигуманистической силе. Сегодня оно обезврежено, и даже далеко не рядовые миряне, а такие популярнейшие апологеты, как дьякон Кураев, в своих оценках невольно руководствуются гуманистической моралью, наложенной на атеистическую картину мира.

ДОПОЛНЕНИЕ от 15.10.2010:

Обсуждение этой статьи на форуме "Слово":
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=15518.0

.

кпсс политпросвет

Previous post Next post
Up