(no subject)

Mar 17, 2021 14:40

…одной из главных причин относительно высокой стоимости продовольствия в России являются введенные в 2014 г. Кремлем «контрсанкции» против европейских производителей, а также серьезная таможенная защита российского рынка (к примеру, при мировой цене на сахар около $450/т ввозная пошлина на него на март 2021 г. установлена на уровне $203/т, или почти 45% текущих рыночных котировок). Иначе говоря, проблема современного российского продовольственного рынка в том, что он существует в рамках жесткого протекционизма, который позволяет удерживать высокие потребительские цены (я еще раз хочу подчеркнуть, что речь сейчас идет об уровне цен, а не о темпах их роста). В связи с этим вспоминается хорошо известный - но никогда не упоминаемый в России - сюжет: история так называемых «хлебных законов» (corn laws) в Великобритании XIX в.

Как сделать рынок дороже
Введенные первоначально в 1773 г., запретившие экспорт зерна и позволившие его импорт только в случае превышения внутренними ценами определнного порога (который к тому же постоянно пересматривался в сторону повышения), эти законы к концу наполеоновских войн были серьезно ужесточены и вскоре сделали британский рынок одним из самых дорогих в мире - разумеется, под предлогом неустанной борьбы за интересы местных производителей и ради повышения стоимости земли и арендных доходов землевладельцев (я хотел бы ошибиться, но в России реальные причины «антисанкций» выглядят как минимум чрезвычайно похожими на вышеописанные). В отличие от России, население которой готово терпеть любые эксперименты власти, в Великобритании отмена «хлебных законов» стала главной точкой консолидации представителей среднего класса к концу первой трети XIX в., породив мощное общественное движение; их отмена в 1846 г. стоила поста премьера Роберту Пилю, но стала важнейшим событием во внутренней политике страны и ускорила ее развитие во второй половине столетия.

На мой взгляд, именно требование отмены контрсанкций и любых ввозных пошлин на продовольственные товары давно должно было стать лозунгом тех российских партий, которые заявляют в своих программах приверженность социальной справедливости и борьбе за права малообеспеченных россиян.

Новая «Лига против хлебных законов» (разумеется, с ее российской спецификой) выглядит сегодня не менее востребованной общественной инициативой, чем Фонд борьбы с коррупцией, так как тема отмены контрсанкций и ввозных пошлин способна объединить огромные массы людей, которые как пока еще разрозненные потребители ощущают мощное давление немногочисленных, но хорошо организованных лоббистов-производителей, в массе своей тесно связанных с высокопоставленными чиновниками и политиками. И если связь между низкими пенсиями и «дворцом Путина» еще нужно объяснять и доказывать, то обусловленность высоких цен в магазинах (с 1 апреля, когда закончится введенный властями и крупными производителями «мораторий» на их повышение, они станут еще выше) своекорыстной политикой властей будет воспринята людьми гораздо проще и быстрее.

Сорц

Тут следует отметить, что протекционизм может быть вполне разумен и полезен. Например, в части продукции, производство которой в РФ является более дорогим, чем в мире, но наличие такого производства признаётся стратегически важным.

Такой протекционизм - обычная современная мировая практика. Только осуществляется он не за счёт роста цены еды для самых бедных людей, а путём дотаций и иного стимулирования производителей таким образом чтобы цена их продукции не была выше мировой. Благо, кроме производства дорогой неконкурентоспособной местной продукции пока имеется и прибыльное экспортное производство за счёт которого можно делать такие финты.

Это сообщение было опубликовано на DreamWidth
Комментирование в ЖЖ не безопасно в связи с практикой правоприменения в РФ.
Я рекомендую комментировать там, как это уже сделали
читателей

история, политика, гудбай еда

Previous post Next post
Up