я приехала из Таиланда. Фотографии
тут, но надо бы мне написать об этом хоть что-нибудь.
начнем с перлов.
ведь без этой поездки я бы никогда не узнала, что
- подмышка по-английски может быть "undermouse";
- кто такие "конькобеженцы" и как они выглядят;
- что слово "космология" можно петь под мелодию рекламы "Космополитан" и очень долго этому радоваться;
- что заслуги (мериты) можно обменять на плеер;
- что случайность может ехать на случайности и случайностью погонять;
- что за буддизм можно глотку порвать и задушить кого-угодно.
и из диалогов:
- Это последняя медитация?
- Да, последняя. Перед Просветлением.
- Эх, мальчики, где же ваши заслуги?
- Копим.
- Копим и спредим (от англ. "spread" - распространять).
Еще я узнала, что когда я пришла на собеседование меня приняли за хиппи.
А потом еще после моей вставки о Бобе Дилане, ехидно спросили: "Так ты, значит, еще и Боба Дилана слушаешь?"
Но после того, как я потом сама чистосердечно призналась в своей поездке в SF, и в конечном итоге соотнесла все эти три факта, я поняла, что обижаться не стоит, ведь на правду не обижаются :)
Но если серьезно, это была моя первая в этой жизни встреча с Умеренной (Малой) колесницей, а в частности единственной сохранившейся в наше время ее школ - Тхеравадой.
Я так поняла, что несмотря на общую строгость и консервативность этой школы, всё же некоторая практическая гибкость для нее, как и для любого буддийского учения, всё же характерна, ибо медитационных техник в ней существует множество.
Я знакомилась с
техникой, предложенной Учителем
Лонг Пу Ват Пакнам, основателем
организации Дхаммакая, которая собственно и организовывала эту культурно-обменную поездку после договорённости с Кирсаном Илюмжиновым.
Дхаммакая - это достаточно активная общественная организация. И конечно, как и любая проявляющая чрезмерную активность организация, а тем более религиозная, вызывает некоторую настороженность. И в коррупции ее обвиняли, и в том, что мирян они чрезмерно склоняют к подношениям, и в мистицизме, по-моему. Но Дхаммакае это все вроде бы пока что ни по чем. Она как проявляла активность, так и продолжает проявлять.
И тут неизбежно возникает вопрос, откуда проистекает такая активная активность у представителей Умеренной колесницы, которые по определению, казалось бы, должны вести себя умеренно?
И хотя на первый взгляд всё прекрасно: Винаю монахи соблюдают, основы буддизма вроде бы правильно преподают, простых людей мирян медитации и нравственности обучают, кучу заслуг им зарабатывать дают, с алкоголизмом и табакокурением борются, людей по всему миру медитации обучают независимо от пола, возраста, расовой, национальной или религиозной принадлежности, ратуя за мир во всем мире, да и что тут говорить, халявщиков всяких из России к себе на обучение возят, кормят их там, поют, развлекают и подарочки всякие дарят, выше обозначенный вопрос продолжает висеть в моем пытливом уме.
Вообще ехала я туда, чтобы, наконец, окончательно понять соотношение Малой и Большой Колесниц. И видимо так отчаянно хотела,что когда мы на обратном пути в автобусе решили играть в контакт и пришла моя очередь загадывать слово, мне сказали: только загадай что-нибудь нормальное, а то сейчас начнется какая-нибудь "Хинаяна, Махаяна". Это было обескураживающе.
Итак, о соотношении Малой и Большой колесниц...
Во-первых, обозначим, что обе колесницы ведут к Просветлению.
Во-вторых, вот моя любимая
статья, где профессор Александр Берзин их сравнивает.
Мне кажется, что этот абзац:
"Во взглядах хинаяны и махаяны на архатов и будд существуют значительные расхождения. Обе школы соглашаются с тем, что архаты, или освобождённые существа, более ограничены, чем будды, или просветлённые существа. Последователи махаяны определяют это различие с точки зрения двух наборов омрачений (двух завес): эмоциональных, препятствующих освобождению, и омрачений познания, препятствующих всеведению. Они считают, что архаты свободны только от последних, тогда как будды свободны от обоих омрачений. В хинаяне нет этого разделения, оно свойственно лишь махаяне."
некоторым образом объясняется этим абзацем:
"Хотя хинаяна не утверждает отсутствие невозможной «души» явлений, или пустотность, это не значит, что данная школа вообще не рассматривает природу явлений. Она делает это с точки зрения двух истин обо всех явлениях. Понимание двух истин предваряет постижение пустотности явлений. С позиций махаяны две истины - это два факта об одном и том же явлении, а в хинаяне это две совокупности явлений."
В-третьих, как показал опыт, чужой, правда, не мой, они не уделяют особого внимания области груди и не знают, что с ней делать.