Вчера сходил в Национальный художественный музей РС (Я). Основным поводом для этого послужил уникальный экспонат из Британского музея - композиция «Ысыах», выполненная из бивня мамонта в середине XIX века.
В свое время, вышеуказанная композиция была приобретена Британским Музеем на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. С тех пор находится в их коллекции. Во Францию попала она благодаря якутскому купцу II гильдии Павлову Гаврилу Прокопьевичу. Произведение является одним из самых ранних изображений летнего праздника ысыах. К сожалению, автор работы неизвестен.
Всемирная выставка на полотне
Эдуара Мане
Гравюра, изображающая церемонию награждения победителей выставки (
ссылка на иллюстрацию)
С момента открытия данной временной экспозиции в НХМ прошло уже больше месяца, так что в залах было малолюдно (в НХМ композиция будет выставлена до сентября 2015 года).
Поражает то, что не имея никаких специальных инструментов, автор мог не только искусно вырезать фигурки людей, изобразив мельчайшие детали их одежды, узоры на чоронах, украшения, но и показать полноценную картину якутского праздника, начиная от обряда кумысопития до спортивных состязаний.
Есть вероятность того, что работа специально готовилась для Парижской выставки и времени для полного завершения работы мастеру не хватило. По крайней мере, если верить историческим данным, вторить алгычыту (исполнитель гимна в честь божеств и духов) должны были восемь девушек и девять парней. А на композиции девушек всего семь, считая одну утерянную (на фото ниже должны была стоять с левой стороны) и одно свободное место в их ряду тоже имеется (справа). Но это только догадки...
Сам же агысчыт (а может и не алгысчыт) тоже пропал, остались только ноги. Может быть он сильно выделялся от всех, вот его и стащили на пару с девушкой.
Или же вот он, алгысчыт?
"Портрет" парня прыгуна
А вот и борцы. Ведь никакой ысыах не проводится без хапсагая. Только захват у соревнующихся какой-то непонятный. Ощущение, что показана не якутская борьба, а борьба на кушаках.
Слева хорошо виден один из "секундантов". В руке выделанная кожа, которой был укрыт борец до начала поединка. Ведь в старину противники до начала схватки друг друга не должны были видеть.
Пользуюясь разрешением на фотосъемку, запечатлел и другие экспонаты.
Попов Василий Петрович "Якутка у коновязи", 1947
Амыдаев Николай Данилович. "Старый рыбак", 1980
Марков Федор Иванович. "Встреча", 2007
Саввин Егор Петрович. "Встреча лета", 2008
Аммосов Терентий Васильевич. "Осуохай", 1974
Попов Семен Петрович. "У тюсюлгэ", 1947
Марков Федор Иванович. "Дух озера", 1997
Аммосов Терентий Васильевич. "Хомусистка" и "Олонхосут", 1950
Ильин Дмитрий Иванович "На кумысный праздник ысыах", 1946
Для поддержания оптимального температурного режима и влажности в каждом зале установлены специальные датчики, данные с которых берутся несколько раз в день. При необходимости эти показатели можно регулировать. Кроме того, чтобы из-за сухости воздуха на изделиях не появлялись мелкие трещины, в витринах стоят пиалки с водой.
Чепрак (суконная, ковровая, меховая подстилка под конское седло, кладётся на спину под потник).
Неизвестный автор. Первая четверть XIX века
Кычым (украшение по бокам седла). Неизвестный автор. Первая четверть XIX века
Женское седло. 1857 год. Неизвестный автор.
Еще одно седло. Неизвестный мастер, 1851. Только вот работникам музея нужно поменять либо седла местами, либо надписи под ними, так как здесь возникла небольшая путаница в годах.
Добрынин Прокопий Иванович. "Пой, шаман, солнцу!" . Майолика, 1961
Карамзин Владимир Семенович. "Едут на ысыах", серия "Ысыах", 1976 (бумага, литография)
Карамзин Владимир Семенович. "Тюсюлгэ", серия "Праздник лета", 1976 (бумага, литография)
Осипов Афанасий Николаевич. "Народные писатели Якутии", 1974 (холст, масло)
Чикачев Андрей Васильевич. "Мечта", 1997 (холст, масло)
Романов Петр Петрович "Витязь с невестой", 1938 (холст, масло)
Спиридонов Юрий Васильевич. "Хозяин Момских гор", 1985 (холст, масло).
Естественно, что это далеко не все экспонаты. Советую всем сходить туда, посмотреть на всё это своими глазами, а не на фотокарточках 900х600. Уверяю, впечатления будут совсем другими...