Два дня в дороге - это одновременно и легко и трудно. Легко потому, что когда ты едешь и что-то делаешь (рассчитываешь маршрут, следишь за скоростью), мозг не успевает расслабиться и постоянно чем-то занят. Трудно, когда обратно едешь и откровенно нечем становится заняться кроме созерцания видов за окном.
Тем не менее два дня пути были пройдены.
Настал третий день наших соревнований. Впереди были скоростные участки, где в отличии от раллийных, победил тот, кто придёт к финишу первым, а не чётко в указанное время.
День начался со сборов и выдвижением на... парад. Да, на парад. Дело в том, что ралли проходило в рамках мероприятия организованного местным министерством Туризма и Предпринимательства. Мероприятие нацеленное на популяризацию туризма в Республике. Основным лейтмотивом был лозунг «Холод - это хорошо». Ну и нам было хорошо - было легче договориться со всякими гостиницами и прочими структурами в плане ночлега и еды. В Хандыге, к примеру, специально для нас открыли пару кафе, которые уже были закрыты для посещения.
Отвлёкся. В рамках мероприятия нам необходимо было поучаствовать в параде на мероприятии.
Судья объясняет как будет двигаться колонна одному из участников ралли
Рядом готовились к выходу артисты и местные жители. Надо признать, что мероприятие было организованно с должным размахом, если учитывать размеры Томтора.
Вообще сам фестиваль интересный. Я уже писал в первой части рассказа о ралли, что в рамках мероприятия в Якутию приезжают различные сказочные герои связанные с Новым годом и зимой. Приезжаю на встречу с местным символом зимы Чысхааном, который живёт аккурат на Полюсе Холода т.е. где-то между Томтором и Оймяконом. Сопровождает их в этом путешествии Зима:
Сопровождала она вот этих ребят ↓
Ямал-Ирий - символ Нового Года Ямало-Ненецком АО.
Российский Дед Мороз из Великого Устуга.
Йолло-Пукке из Финляндии.
Пак-Кайне из Карелии.
Пока все эти сказочные герои позировали перед камерами и поклонниками, наши раллисты тоже зря времени не теряли.
На снежной скульптуре изображены цифры «-71,2°» - это исторический минимум температуры, которую зарегистрировали в Оймяконе. Это реально холодно. Рога - это рога Быка Зимы, которого якуты отождествляют с хозяином холода и зимы в Якутии.
Потом мы поехали в сам Оймякон чтобы сфотографироваться. И поставить рекорд Гиннеса на самое большое скопление машин в посёлке. Рядом ошивался какой-то странный тип.
Но на него никто не обращал внимания, все фотографировались.
Фотографировались возле мемориала на котором написано в каком году и кем был зафиксирован исторический минимум температуры. Рядом стоит памятник тому-же Быку холода, почитаемого у Якутов.
Вдоволь нафотографировавшись, мы двинулись к старту скоростного участка гонки. Развлечение - это хорошо, но пора было и соревнования продолжать.
Стартовали из Оймякона в направлении Томтора.
Первым на старт вышел Вася на своиём Эскудике под номером #1.
Тут не совсем видно, но на фото первые секунды старта. Если приглядеться, то заметно как из-под колёс летит снег...
Расстояние между стартующими было в районе 5 минут, поэтому сфотографировать многое не смог физически из-за подготовки к старту. Поэтому снимал в итоге в основном финиш - там времени было уже вагон.
У нас вообще уникально получилось, когда ехали, то с GPS-кой никто толком работать не умел. Ну показывает скорость, ну и ладно. На ССУ же понадобилось запоминать места, где есть кочки, трамплины, низины, мосты, чтбы с дуру на них не налететь и не повредить себе что-то. Вообще на GPS-устройсте очень часто есть специальны кнопка для подобных случаев, но тогда о ней мы не знали. Все информацию о маршруте мы записывали на листе бумаге с указанием информации на каком километре пути у нас имеется данная аномалия дорожного покрытия.
Точку финиша нам показали сразу. А вот о точке старта сообщили непосредственно на старте, что ввело в наши записи довольно ощутимую погрешность. В итоге, мне и еще одному штурману чтобы определить где находится та или иная точка маршрута надо было посмотреть на лист с записями, вычесть из значения на листе значения текущего километража минус погрешность определения старта - та еще головоломка. И, понятно дело, без курьёзов не обошлось:
- Штурманы, где у нас следующая точка?!
- Тут не далеко мост
- Где он?!
- Тут рядом...
- Где именно?!
- Вот он! *бууум!*
- О боже, у меня в штурманах идиоты...
Первым, что сделали после финиша - это пара фотографий своей машины.
Потому пошли к народу и заметили, что Вася снял со своей машины колесо и что-то активно ремонтирует...
Оказалось, что Вася на одном из участков не успел правильно среагировать и подлетев на кочеке приземлился стойкой в один из мостов. В результат - погнул стойку. Причём, Вася когда отправлялся на ралли взял с собой всё, даже стойки планировал взять, но по иронии судьбы - забыл их в гараже...
Забегая вперёд скажу, что как мы ни старались, но ни в Оймяконе, ни в Томторе, ни в Хандыге нам не удалось найти стойки для Эскудика. Василию пришлось ехать обратно в Якутск на полуспущенных колёсах со скоростью не более 30 километров в час. Дорога была долгой, он он всё же доехал. Правда скаты убил в хлам.
Если бы не приземлился на стойку, Вася занял бы первое место на этом ССУ, а так первое место занял наш экипаж. Благодаря штурманам... :)
Тем временем на финиш приезжали всё новые и новые участники...
Ребята из Мирного тоже хорошо закончили гонку.
Дядька из МЧС очень не кстати влез в кадр...
Кстати, если говорить про МЧС, то это еще те интересные люди. Мы когда ехали, то эти кадры выпрыгнули из уазика чуть ли к нам не под колёса со свей камерой. Да, сюжет они сняли, то но чуть из-за него в больницу не угодили. Кроме того, чуть нас тоже в аварию не отправили, но Серёга вовремя отреагировал на «помеху справа» и удачно сманеврировал.
Вернёмся к фотофинишу.
После финиша последнего участника, все дружно колонной поехали на обед.
И где они такой сок достали?
Интерьер кафе как всегда поражал воображение...
Так как время было уже ближе к вечеру, то было принято решение остаться в Томторе до следующего дня и не ехать в Якутск в ночь. Мне же, благодаря этому, выпала возможность пройтись по посёлку и посмотреть как живут люди.
Не знаю, удалось ли
alexcheban в свою поездку по улусам Якутии побывать в подобных посёлках, но основная масса посёлков выглядит именно так. Разруха и тлен...
К примеру, обычный сельский супермаркет.
Непосвященный человек в жизни не догадается, что это магазин. Мы тоже бы не догадались, но один из местных жителей нас просто вовремя надоумил, где можно купить пива ;)
Вот еще один магазин. Тоже ничем не обозначенный снаружи.
Если обратили внимания, то мусорники возле крыльца сделаны на подобии хандыгских - из бочки.
Улицы в основном пустынны. Дома местных жителей особо не отличаются от тех, где находятся магазины.
Есть дома и чуть модернизированной постройки. В частности, модернизирован навес над крыльцом, что позволяет не счищать регулярно с него снег.
В Томтор цивилизация пришла давно, но тем не менее, от печного отопления никто не отказывается. Зимы тут намного суровее, чем в других частях Якутии и готовым надо было ко всему. Иначе не выжить.
Имеется и памятник некоему Обручеву С.В., который зафиксировал минимум температуры и обнаружил золотоносность рек в этом районе.
Еще в Томторе есть здание, которое я не идентифицировал, но мне кажется, что это почта или телеграф. Хотя судя по состоянию здания и антенн - ничего этого там больше нет. Было...
Еще в Томторе, как и во многих посёлках, есть свой Дом Культуры. В нём в тот вечер проходил конкурс красоты «Мисс Полюс Холода» на который приехали красавицы из окрестных деревень. Но о нём в следующим посте.
После мероприятия в Доме Культуры мы отправились спать в свой уютный спортзал. Пошли продолжить культурно культурный вечер ;)
Параллельно делились впечатлениями как и кто ехал. Перенимали опыт, так сказать. Узнавали секреты штурманов других экипажей.
Карта условных точек препятствий на дороге во время ССУ
Тут, откуда ни возьмись, к нам в гости пришел англичанин Джон Браун и его группа журналистов. И знаете какая первая мысль родилась в головах всех присутствующих? Правильно - «А давайте набухаем англичанина!». Тут, как говориться, сам бог велел.
Англичанину было трудно нам отказать...
Именно тут я понял, почему американцы и англичане, да и иностранцы вообще, думаю, что русские вечно пьют. Именно потому, что когда кто-то из них появляется среди русских, у русских в голове сразу появляется мысль «А давайте его набухаем!». Всё просто, как ни крути. ;)
Пришел же Джон к нам не просто так, а зажаждал общения на раллийные темы. Мы разговора этого не гнушались и всё ему рассказали как есть.
Лет ми спик фром май харт...
Фри зироу турбо дизель! Супа кар!
Высосав из нас всю всю информацию и полбутылки водки, англичанин удалился. А мы? А мы не хотели ложиться спать, поэтому устроили сначала небольшой чемпионат по армреслингу.
Но этого показалось мало, поэтому решили размять всё тело. Общим числом голосов было решено провести соревнования по «хапсагаю» местному виду борьбы.
Но потом всё же спать легли :)
Первый день ралли:
Ралли «Полюс Холода 2013». День первый. Путь из Якутска в посёлок Хандыга.Второй день ралли:
Ралли «Полюс Холода 2013». День второй. Путь из посёлока Хандыга в посёлок Томтор.